А для механика — это вопрос жизни и смерти, Сан Саныч с Мурманска, с рыбного флота, для него тоже многое внове, ему чем больше времени ознакомиться, тем лучше. Процесс передачи дел: старый старший механик (благо он был с Украины и не надо было нашему с ним по аглицки разговаривать:) ) идет по машине и показывает на механизмы:
-Это сепаратор или подогреватель или насос или еще что-то и т.д. , здесь включать, там выключать, а тут не включать, а вон там выключать, а здесь сломалось, а тут скоро сломается, а в этом месте не качается, а там выливается.
Через несколько часов в голове все перепутано, можно начинать обход сначала,
-Ах, вы еще и на Балтике собираетесь работать, ну не знаю как вы будете там, тяжелое топливо не прокачать будет и т. д
-А вот это что, а это как?
-А это посмотришь там, а это записано тут, а это сделаешь вот так и т.д.
Наш дед смотрится печально, и жалобно говорит: «Василич надо просить второго механика, а то ведь труба». И то правда, пока не приехал второй механик через несколько дней, непонятно спал ли «дед» вообще, за это время.
Выясняется, что нехорошие голландские дядьки приказали сжечь все судовые журналы и ничего не рассказывать про муханизмы, и украинский стармех стойко выдержал нападки нашего «деда» и не раскрыл «военную голландскую тайну».
А еще выясняется, что все что можно было забрать с парохода, в Румынии вынесено в контейнер и отправлено на родину тюльпанов в последнем рейсе. А что не уехало в контейнере, уехало в баулах филиппинцев на другую родину, одно успокаивает там тоже тюльпаны растут. Да и по большому счету, наверняка если бы наши, русские, пароход продавали, то вынесли бы в несколько раз больше.
У меня в каюте не осталось ни телевизора, ни чего-либо музыкального, а в салоне экипажа на стенках остались шурупы и следы от картин, наверное высокохудожественные произведения были, вроде «Филипинские казаки пишут письмо Генеральному секретарю ИМО».
Хотя конечно плавать по морю — окияну без запасных частей в машине, типа той же форсунки, не есть хорошо. Главное не думать наперёд, что может случиться.
Днем из брокерской конторы, которая в Гамбурге, прислали рейсовый наряд: погрузка в Турции в порту Дилискелеси примерно 4000 тонн, затем переход в испанский порт Таррагона, там выгрузка 600 тонн, а потом погрузка 600 тонн того же самого груза
только испанского производства, и переход до порта выгрузки Avonmouth (как пишется по-русски, так и не удосужился посмотреть), это возле Бристоля. Название груза по английски, было написано так: «hollow sections», что за хрень такая понять не могу. Открываю словарь, пытаюсь перевести, sections понятно и без словаря, что какие-то секции, а hollow — это какая-то пустота, пустое место. Вот и готовь трюм под погрузку пустого места. Спрашиваю по телефону брокера, кстати звали ее Natasha, фамилию уже подзабыл, начинается с Wulf, Волкова стало быть получается, но та то же ничего объяснить не может. Ну ладно приедем к причалу увидим, чего там нам пихать будут. Позже оказалось,
что это металлопродукция, трубы круглого и квадратного сечения, то есть пустотелые изделия длиной по 6-8 метров. Вот вам и пустое место.
В районе обеда приходит инспектор Бюро Veritas, приносит документы. Вчера вечером приехал молодой немец, его наши хозяева попросили временно на несколько дней за матроса поработать, пока с России не пришлют другого. Сам он по специальности штурман, согласился на недельку съездить матросом потусоваться. Теперь все оформлено, экипаж соответствует «минималке» можно намыливаться на отход.
Инспектор спрашивает:
-Капитан вы готовы к отходу, вы уверены, что все будет окей, я вижу, что весь экипаж первый раз на этом судне.
Рядом два немца представители судовладельца (хозяина) стоят, смотрят на меня мутным оком. Ну и отвечаю:
-Я-то уверен, а вот насчет экипажа ничего не могу сказать.
А что я могу сказать, я с ними ни дня в море не работал. А инспектор наставляет, учтите мол если что случится. то вы бросите пятно на компанию, и т.д и т.п. Ну и чего теперь обратно в Питер, что ли ехать? Вперед и с песней, назад дороги нет, позади Москва, или Берлин? Немцы ведь хозяева.
A вообще-то, не по себе первый раз на незнакомом пароходе отшвартовываться, хотя в принципе маневр уже в уме продуман, но по первому разу, опасаешься, потому что не знаешь повадок парохода, тем более, что на одновинтовом не работал ни разу. Связываюсь с лоцманской службой Валетты, чтобы заказать на 15.00 лоцмана, а оттуда спрашивают:
— А у вас подруливающее устройство работает?
А что ему ответить, мне сказали что работает, и когда пробовал на несколько секунд включать, то работало. Пытаюсь уклончиво ответить:
— Должно работать.
— Так работает или нет?
Еще раз пытаюсь спихнуть с себя ответственность:
— Ну, мне сказал, предыдущий экипаж, что должно работать.
— Так реально, работает или нет?
Вот привязался, чтоб — тебя, приходится отвечать более твердо:
-Да работает, все исправно, будем готовы к отходу к 1500.
Итак лоцман заказан на 15.00.
Запускаем главный двигатель заранее, проверяем подрульку (подруливающее устройство в носовой части), экипаж на палубу вызываю чуть ли не за час, пускай готовятся, в итоге — труба дымится, винт крутится, экипаж суетится, все включено — все готово к отходу.
14.55 — приходит лоцман, начинаем отход. Матросы вручную, чуть ли не пукая, вытаскивают трап. Трап очень тяжелый, длиной 8 метров, борт высокий — почти 4 метра и комингс трюма около 2 метров, трап надо вытащить на крышки трюма, а никакой траповой лебедки нет, и вот на высоту шесть метров вручную выволакивают тяжеленный трап, почти под прямым углом. Немец, который за матроса, с удивлением спрашивает:
-Неужели никакого приспособления для подъёма нет?
Первые сюрпризы нового парохода.
На мостике я и лоцман, старпом на баке с неопытными матросами, поэтому я стою у руля, дергаю рычаг ДАУ (управление главным двигателем) и работаю подрулькой, лоцман подает команды, а я стою по центру рубки, потому что пультов управления на крыльях мостика нет, и ни фига не вижу, что делается у бортов судна. То есть фактически на маневрах лоцман, а я его команды выполняю.
Отдаем швартовы, работая малым ходом на шпринг, отходим от причала и следуем по гавани на выход . По старинной красивой гавани, вдоль высоких древних стен и башен, а поглазеть в бинокль, как я обычно делал на своем родном пароходе, возможности нет.
Через 15 минут проходим волноломы порта, лоцман прощается и высаживается на катер. А я судорожно дергая рулем, пароход в баласте очень верткий, выворачиваюсь на нужный курс 85 градусов и большое УФФ-Ф-Ф, стресс заканчивается. Ставлю на авторулевой, скорость уже около 8 узлов, на радаре и визуально вокруг никто не мешается и мы никому поперек не едем, теперь можно возликовать, как говорится у американцев: «Я сделал это» . Мальта- курортный остров, потихоньку исчезает в дымке средиземноморского солнца, началась работа.