Переход Москва — Стамбул. Начало.

02 августа 2014
Выход из Московского яхт-клуба в пять утра. Еще сумеречно, но различить буи вполне можно. Стартуем как можно раньше, чтобы за световой день пройти все шлюза Московского канала и встать на ночёвку уже на Волге.
«Великий» поход моторной яхты, кстати сказать еще очень «сырой», начался. К тому же экипаж для такого перехода,  совершенно несостоятельный. Два охранника в роли матросов (ни рулить, не швартоваться не умеют), механик на все руки мастер (но не флотский), женщина уборщица (роль повара и уборщицы),  штурман (в речной навигации не специалист), менеджер (заведующий деньгами, и решатель всех вопросов ). Если посмотреть со стороны – то этот перегон огромная авантюра и то, что он всё-таки завершился благополучно, наверное, была не только наша заслуга, но и большое везение. ))))

Московский канал
Московский канал

До пятого шлюза судовой ход идет по небольшим водохранилищам и по искусственному каналу. Так как пару раз довелось пройтись по тем местам буквально недавно, то сложности они в навигационном отношении уже не представляют. А вот дальше пятого шлюза в Московском канале и на Волге вплоть до Рыбинского водохранилища, я еще ни разу не бывал, что конечно же создавало трудности и привело  к неприятности, которой могло бы не быть, возьми мы лоцмана из местных судоводителей. Но главный фактор здесь был – экономия денег, что для яхт –не совсем правильно.

шлюз номер пять
шлюз номер пять

Вот и первая швартовка в шлюзе. Для нас  он первый, а по названию Пятый. Проблем по заходу в шлюз, если он пустой, конечно же нет, размеры яхты по сравнению со шлюзом невелики. Если есть опыт захода судном длиной в 116 метров, то завести яхту в 33 метра при благоприятных погодных условиях совсем не сложно.
Заходим  в шлюз, швартуемся правым бортом. Оказывается, что расстояние между плавучими рымами (крюками) шлюза не совпадает с расстоянием между нашими кнехтами. Подать и держаться на двух швартовых не получается, приходиться  стоять в процессе шлюзования на одной «верёвке», которая  по миделю (середина)  яхты. А так как один швартов не фиксирует судно неподвижно, приходится для удержания на месте постоянно подрабатывать машинами.
После того, как поданы швартовы, то есть судно привязано к плавучему рыму, обязателен доклад диспетчеру, что мы ошвартованы. Докладываемся как положено и стоим ждём начала шлюзования, но почему-то ворота шлюза не закрываются, вахта шлюза ждёт частный катерок. Он выходит на связь через несколько минут после нас. Катер, по всей видимости без названия, только лишь регистрационный бортовой номер, Р-325. Диспетчер шлюза подгоняет их:
— Где вы там, подходите,  швартуйтесь за второй рым.
Минут через пять слышу удивлённый возглас диспетчера-женщины по рации.
— Первый раз такое вижу, чтобы за рым швартовались руками. У вас что никаких швартовов нет?
Выглядываю с левого крыла мостика, смотрю картину достойную пера. Крохотный современный катерок, типа микро-яхты приткнулся носом, почти к самому швартовному рыму и на носу у него раскорячился мужик, цепляясь руками за крюк и выполняя две задачи. Первая: удержать катерок у рыма и вторая: не навернуться с катера в воду, так как все это дико неудобно.
— Есть у нас, но они короткие, — ответ с катера.
— Так, а вы что, первый раз в шлюзе?
— Ну да, в первый раз
Каждый следующий диспетчер шлюза считает своим долгом поучить неграмотных частников. И ведь не удержишься от поучений, когда услышишь перлы типа:
— Катер Р-325 прошвартовался, — чуть ли не проворовался. Или: третий шлюз, катер Р-325 привязался, приготовились к отшлюзовке.
Кроме грузовых теплоходов в канале много  моторных яхт, катеров, немало и парусных яхт.
Слышу, как одну из яхт диспетчер шлюза спрашивает:
— Как швартовались в предыдущем шлюзе?
Имея в виду, каким бортом швартовались там, чтобы предложить такую же схему швартовки и в своём шлюзе.
Ответ:
— Отлично швартовались, всё было хорошо.
— Ну слава богу, что всё хорошо, — иронизирует диспетчер, — каким бортом, спрашиваю, швартовались?
Судоводители с грузовых судов, слыша разговоры яхтсменов наверняка ухахатываются:
Навстречу яхта с названием «Три поросёнка »
Диспетчер:
— Навстречу вам по выходу из шлюза будет встречный теплоход «Волго-Дон», как поняли?
В ответ с яхты:
— Поросята поняли
Кстати из-за экономии же денег, на яхте не было достаточного количества кранцев. Кое-как удалось убедить купить два больших кранца в виде шара, чтобы повесить их в подзорах носовой части. А для бортов нормальных кранцев, соответствующих размеру яхты, не было. Висело несколько штук, годных только для яхт до 20 метров, то есть маленьких, которые под нашими 260 тоннами, сплющивались в плоские резинки. Для перехода по шлюзам, притащили и приделали, как на грузовых пароходах, кранцы из покрышек легковых автомобилей. Некрасиво, но надёжно.
Прохождение шести шлюзов заняло больше 12 часов. Выходим из последнего на просторы Волги уже в сумерках. Просторы, конечно же относительные, но по сравнению с каналом, судовой ход значительно шире. Так как судоводителей недобор, всего полтора человека, то ночью идти не сильно хочется, да и собственно говоря некому. Встаём  на ночевку на якорь за Кимрами на 195 километре. На реке принят километраж по всем водным путям от Москвы, значит за день прошли 130 километров, стартовали с 65-го. Ночь тёмная, безлунная, берега практически не видны, пошарил прожектором по окрестностям и постарался отдать якорь подальше от судового хода, чтобы ночью на нас никто случайно не наехал.  Из-за того, что у нас только носовые якоря и нет кормового, встать параллельно судовому ходу не получится, течения практически не чувствуется и если ночью ветер с различных направлений, то яхта будет вращаться по кругу относительно точки отдачи якоря. На наше счастье в воздухе тишина и нет ни дуновенияа.
А вот теперь вопрос кого оставить на якорной вахте, кроме меня и штурмана больше флотских на яхте нет, есть два охранника, женщина повар, механик заводской и менеджер. Инструктируем охранников, основной инструктаж сводится к следующему: если что-то не понятное зови Серёгу, он спит за переборкой.

подход к шлюзам

 

03 августа

события этого дня будут описаны позднее по некоторым причинам

04 августа

Подходим к Угличу, нас обходит пассажирский теплоход. Он бежит на шлюзование в Угличский шлюз, мы за ним, пытаемся удержать скорость, хотя и медленно отстаем, но в результате попадаем вдвоем на одно шлюзование. Если бы не успели вместе с «пассажиром», которые ходят по расписанию, вероятно пришлось бы ждать следующего шлюзования около часа.

шлюз в Угличе

После шлюза «белый теплоход» отваливает вправо к речному вокзалу Углича, а мы уходим налево и бежим вниз по Волге дальше.

По берегам многолюдно, воскресный день однако, люди отдыхают, купаются, а нам толком и не поглазеть по сторонам, один бинокль на двоих и тот не слишком зоркий, по типу и такой сойдет.  Добавляю оборотов на двигателях, скорость увеличивается до двадцати километров в час и мы довольные «космической скоростью» несемся на всех парах .

Но с этой яхтой не забалуешь, ухо надо держать востро: до Рыбинского водохранилища остаётся совсем немного, как внезапно ни с того ни с сего, раздается щелчок, и начинается суматошный писк алармов (аварийная сигнализация).  Все системы сигнализируют, что сдохло электричество; заглох дизель-генератор и мы становимся слепыми, вырубается все навигационное оборудование на мостике, и всё бы ничего, но самое опасное — вырубается рулевое управление. Яхта как слепой котёнок, перестает реагировать на руль.  Скачок адреналина, первое, что уже в привычке в таких ситуациях — сбавляю ход.  Ну и что дальше, скорость падает до 5 км/час, до берега метров 300,  вторая мысль переход на аварийное управление рулём:

— Сергей срочно в румпельное! Включайся на аварийное управление, связь по внутрисудовому телефону!

Сергей бросает бесполезный штурвал, и уносится на корму.  Следующее действие, готовить якоря к отдаче.

Через пять секунд, звонок по аварийному телефону с румпельного отделения, Сергей уже на ручном аварийном управлении. Теперь яхта под относительным контролем, за исключением дизель-генератора, и чего ему не хватило сердешному.

Выясняется, что на дисплее «героя алармов» то бишь дизель-генераторе рисуется ошибка «overspeed», то есть разгон или разнос. Куда это он интересно разогнался, нам еще до моря далеко.  Вопрос не праздный, и нужно обязательно разбираться. Если отказ рулевого произойдет с положением пера руля влево или вправо, то мы лихо в берег приедем или того хуже во встречный теплоход. Перспектива отнюдь не радужная.

Начинаю подыскивать куда встать на якорь, а с машинного отделения уже сообщают, что дизель-генератор в порядке и сейчас заработает. Понять от чего произошел такой казус не успели, но дизель-генератор запустили. На мостике ожили все приборы, можно  с опаской двигаться дальше. На сегодня задача — успеть до ночи добежать до нормальной стоянки в районе Рыбинска.  Точнее не в районе Рыбинска, а перед гидроузлом в Переборах (шлюзы и плотина). Для судов, ожидающих шлюзования всегда размечаются рейды, где можно безопасно встать на якорь.

Нас обгоняет еще один пассажирский теплоход и мы цепляемся за ним как за лоцманом, он тут все мели знает )), потому что за навигацию не один десяток раз здесь пробегает. Цепляемся, в смысле, идем следом, так легче буи выискивать, «пассажир»  впереди нам как лоцман.  Но оказалось временный, через час он сворачивает налево, ему на север на Санкт-Петербург, а нам на юг.

ribinskoe_vodo2

Незадолго до Рыбинска включается штатная электронная карта,  отсюда и до самого Стамбула у нас есть три картриджа с электронными картами. Теперь очень легко отслеживать положение яхты на судовом ходу. Доверяться полностью ей  конечно же нельзя, иногда положение не совпадает с реальным местом судна,  а в узких местах электронка только для примерной ориентации, судовождение визуально, то есть с помощью глаз.

Уже в сумерках встаем на якорь на рейде недалеко от Рыбинского судостроительного завода, место строительства этой яхты.  Корпус ее родился на стапеле в Ярославле, а все остальное на этом самом судостроительном заводе.

Продолжение следует

admin

2 комментария для “Переход Москва — Стамбул. Начало.

Добавить комментарий для Аннушка Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх