Кьоджа — миниатюрная версия Венеции, с несколькими каналами и узкими улочками. Она и расположена неподалеку от Венеции, в той же Венецианской лагуне на нескольких островах, сообщается с материком через дамбы и мосты. Население составляет, чуть больше 50 000.
Кьоджа – город рыбаков и посему известен своим рыбным рынком. Рыболовство исторически было основным средством существования порта. Это и заметно, некоторые места на набережной, где по видимому утром идет продажа или перегрузка морепродукции, пахнут рыбой. Вдоль каналов полно складов и мастерских для рыболовных судов, да и сами каналы заполнены ошвартованными «рыбаками».
Другие важные современные отрасли промышлености в городе – это текстиль, кирпич, сталь.
Кьоджа имеет древние корни, так как это место идеально подходило для целей мореплавания и защиты от врагов. Облюбовав несколько островов, здесь поселились этруски, и во времена Рима город был назван Clodia. Позже название менялось на Cluza, Clugia, Chiozza и Chioggia. Наиболее древние документы с названием Кьоджа датируются 6-м веком нашей эры, когда она была частью Византийской империи. Кьоджа была уничтожена королем Италии Пиппином в 9-м веке, но отстроена вновь, базируясь на добыче соли с соляных озер . В средние века, Кьоджа соответственно была известна как Clugia главная, в то время как Clugia маленькая располагалась на песчаной косе на 600 метров дальше к Адриатическому морю. Кьоджа росла также, как и другие поселения в венецианской лагуне, за счет жителей с материка, которые искали для себя безопасное место жительства. Свободная община Кьоджи начинает упоминаться в 1110. Известность пришла городу, когда он стал частью Венецианской республики, и Венеция победила Геную, в Кьоджанской битве (Chioggia Battle). Сначала Генуя завоевала Кьоджу в 1378 году и, затем, Венеция в июне 1380 года. 14 марта 1381 Кьоджа заключила союз с Задаром и Трогиром против Венеции, но в конце концов, Кьоджа стала подчиняться Венеции с 1412 года. Город постепенно превратился в тихий рыбацкий порт, в значительной степени сохраняющий свой статус и сегодня, хотя соседний приморский городок Соттомарина заново открыл себя, как современный курорт. Помимо знаменитой морской битвы, есть еще одно знаменательное историческое событие – это местное явление Девы Марии. Картины и картинки с Девой Марией, держащей Иисуса на руках, можно увидеть в Кьодже повсеместно.
В Кьодже не так много значительных достопримечательностей, и одного дня вполне достаточно, чтобы посетить Кьоджу, удалиться от суеты Венеции, если вдруг вам наскучило в Венеции, побродить вдоль улиц и попробовать морепродукты, которыми славится этот город рыбаков.
Кьоджа имеет два музея, три интересные церкви и несколько, хранящихся в них, произведений изобразительного искусства. Часы работы музеев ограничены, а церкви закрываются в обеденное время и довольно рано, поэтому надо правильно распланировать время, если есть желание посетить их.
Пройти город вдоль и поперек не составит большого труда и надо на это совсем немного времени. Можно начать экскурсию с площади Piazzetta Vigo,
подняться на белый мраморный мост, который охраняют каменные львы и полюбоваться привлекательными видами главного канала Вена. Берега его заняты рыболовными судами и лодками, стоящими в два, а то и в три корпуса. Продолжая прогулку, пройдя с моста попадаете в церковь Сан-Доменико, одна из немногих туристических достопримечательностей, расположенных не на главной улице. Церковь построена на маленьком острове, и содержит одно из главных сокровищ Кьоджи: последнее произведение Витторе Карпаччо картину Сент-Пол. Здесь также имеются произведения Тинторетто и Бассано, и почитаемое многими деревянное распятие («старейшее в мире», как с гордостью сообщает местный пономарь).
Еще одна интересная церковь – это церковь Апостола Сан Джакомо. Здание и его украшения являются плодами перестройки, произведенной в восемнадцатом веке. Внутри храма, в главном алтаре хранится иконка в память о событии явления Девы Марии местному крестьянину в 1508 году, сначала на бревне выброшенным морем на берег, затем на борту небольшой лодки с Иисусом на руках; кусок дерева хранится в церкви. Это видение Мадонны della Navicella (так и не смог правильно перевести ее название, скорее всего Мадонна из лодки) изображено много раз на стенах в церкви. Картинки эти, местное название tolele, являются знаками благодарности за чудесное избавление от смерти, болезней и стихийных бедствий. Tolele – это наивные, трогательные работы: пожары на рыболовных судах, рыбаки, терпящие бедствие в штормах и дети падающие из окон. Мадонна della Navicella (можно много раз увидить ее изображение за короткое пребывание в Кьодже) часто присутствует в картинках в качестве источника чуда и чередуется с любимыми святыми и Иисусом. Tolele стоит того, чтобы внимательно вглядеться в их детали (большинство сделаны в конце девятнадцатого века), сюжеты разнообразны; начиная с обстановки и интерьера будуара элегантных дам до крестьянина, бегущего через поля от странного вида животного.
Собор Кьоджи, или Дуомо, находится в дальнем конце улицы Корсо; величественное здание разработано Бальдассаре Лонгеном, архитектором церкви Салюте в Венеции. Интерьер окрашен в белый цвет, с массивными колоннами и цветными мраморными алтарями. Доминирующий неф прекрасный , с мраморной кафедрой и богато украшенным золотом сводом. Главный алтарь, семнадцатого века тоже очень необычен, и украшен несколькими резными херувимами, и привлекательной инкрустацией. По обе стороны от главного алтаря два придела. Один по правую сторону оформлен позолотой, розовыми и белыми цветами, как в гостиной высшего класса. Левый придел посвящен покровителям города святым Феликсу Фортунатусу и заполнен картинами изображающими их историю. Они были замученны римлянами в 303 году ,и трупы этих христиан были предметом спора между двумя городами Виченца и Аквилеи. Согласно легенде, спор был решен успешно, когда каждый город получил голову одного святого и обезглавленное тело другого. В часовне есть и более мирные украшения, и еще привлекательный витраж конца девятнадцатого века.
Отдельно от церкви Дуомо стоит ее высокая колокольня, четырнадцатого века, которая старше главной церкви. Готическая церковь Сан-Мартино, рядом, также относится к четырнадцатому веку, и открыта только для богослужения.
Городские музеи находятся в дальнем конце острова у лодочной станции. Просмотр экспонатов обоих не особо увлекателен, к тому же информационные таблички в основном на итальянском языке. Епархиальный музей d’Arte Sacra находится за углом направо от церкви Дуомо. В новом здании музея собраны вместе ценные экспонаты и остатки из церквей Кьоджи. Также здесь размещено много реликвий, портреты местных епископов и много картин, включая работы Чима да Конельяно и Пальма Веккьо.
Кроме того, гордостью горожан является выставленный на обозрение большой, длинный холст изображающий процессию на фоне Кьоджи шестнадцатого века к месту явления Мадонны Navicella. Несколько информационных стендов в музее на английском, а большинство только на итальянском.
Музей Южная Лагуна находится тоже недалеко, через канал и налево. Первоначально здание было церковью Святого Франциска; позже оно использовалось в качестве автобусного парка. Сейчас это выставка, в которой выставлены артефакты, фотографии и информация, относящееся к южной части Венецианской лагуны. Она включает в себя модели катеров, сельскохозяйственной техники, некоторые картины и обилие информации на итальянском. Стойка регистрации действует в качестве туристического офиса Кьоджи, и здесь можно взять туристические карты и информационные буклеты, призывающие посетителей ознакомиться с этими местами. Мудро избегая сравнения с Венецией, информация сфокусирована на местные заповедники, длинном широком пляже Соттомарины и активном отдыхе. Пляж большой, но регламентирован в итальянском стиле: много пляжных мест, где вы должны платить за аренду шезлонгов, расположенных рядами по пляжу. Более подвижные туристы, не желающие плавиться на солнце весь день, могут покататься на арендованных велосипедах или лодках. Велосипед является популярным видом спортивной деятельности внутри и вокруг Кьоджи, и хорошим способом изучить окрестности , в том числе и на популярных маршрутах по узким островам Лидо и Пеллестрина. А на лодках или катерах, можно поплавать по морю, попутешествовать по Венецианской лагуне, в которой немало фарватеров, или вообще исследовать внутренние водные пути этой части Италии.
Я посещал Кьоджу первый раз лет пятнадцать назад, прийдя сюда на сухогрузе для погрузки пакетов ДВП назначением на Турцию, в то время она была больше портовым городом. Хотя и тогда на улицах было немало народу, и немало магазинчиков. А сейчас город уже во всю старается привлечь к себе внимание с туристической стороны.
На главной улице повсеместно расположены кафе и рестораны, и столики, вынесенные наружу, красиво накрытые, заманивают подсесть за них. В самой Кьодже, не много мест для проживания, самое лучшее расположение у отеля Grand Italia прямо на набережной. Основное жилье для туристов в отелях в Соттомарине, на берегу Адриатики, их там почти две сотни. Второй раз я попал сюда уже на моторной яхте. Здесь я пытался в течении двух дней проштамповать наши загранпаспорта, обозначив, что мы въехали в зону Шенгена, дабы потом не иметь проблем с властями, ну и со следующей визой. Надо сказать, что всем было до фонаря, как мы попали сюда, а пришли, мы из Хорватии из не менее прекрасного городка Ровинь, и мне пришлось основательно побегать, чтобы найти иммиграционную службу. Поначалу я спросил в офисе марины, как нам оформить приход в Италию, на что мне ответили: — Марина коммерческая и мы ничего про всякие пересечения границ не знаем, заплатили за причал и хорошо. У них в принципе, никто лишнего, кроме как по своей работе, знать не хочет. Возможно это и правильно, зачем вникать в то, что от тебя не зависит.
Погуляв по городу, заметил, что в этих местах практически нет русских туристов, не слышно русской речи, оно и понятно, все стремятся в знаменитую Венецию. Но если взять тему отдыха,то в Венеции нет пляжного отдыха, а здесь расположившись на отдых в соседней Соттомарине, вполне морской отдых. Огромные широкие песчаные пляжи, теплое неглубокое море, а время от времени можно делать вылазки в Венецию, выполняя культурную часть программы отдыха. Ну и цены здесь, конечно же не Венецианско-космические.
Для меня Кьоджа оказалась своего рода открытием. Не так много мест, откуда после запланированного срока я бы уезжал с сожалением. Кьожда — тот самый случай. И хоть, как Вы справедливо отмечаете, для ее осмотра достаточно и одного дня, мне не хватило даже пяти дней чтобы не то что бы вжиться, а в полной мере насладиться пребыванием там. Сама атмосфера, ритм жизни производят очень сильное впечатление.
Да, Кьоджа городок, довольно своебразный, отличающийся немного от других туристических городов.
Как я понимаю вас. Была в Кьодже 23 24 марта сего года. Чудо-город, рыбный рынок оставил след в моей душе, болито в ресторане тоже, и рыбный суп, и нокки с морепродуктами. А ещё съездили на остров Пеллестрина. Потрясающий остров. тихо и красочно, а ещё лениво.