Предыстория такова, что мы вышли в середине июня из Дубровника на Францию, чтобы осесть в какой-нибудь марине в районе Канн. Первой страной входа в Шенгенскую зону, естественно была Италия, так как совершать длинные переходы на нашей яхте было довольно тяжело, шли мы примерно переходами от 60 до 120 миль и ночевали в маринах, если были места. Первый итальянский порт на пути во Францию — это Бриндизи, там надо было оформиться для плавания в водах Италии и решить, что делать с визой. Финский шенген на 45 дней был у нас у обоих (у меня и механика), но если бы мы его открыли в Бриндизи, то в середине лета пришлось бы вылетать домой и делать новую визу. А дали бы ее фины по новой быстро или нет, это большой вопрос, так как все дни визы мы провели бы во Франции, а не в Финляндии. А финики на это дело смотрят косо. Решили мы ни черта с визой не предпринимать, а идти дальше по паспорту моряка. Оформил я в Capitaneria Di Porto Brindisi с большими заморочками (о них рассказ в другом месте), бумагу на плавание в водах Италии, которая после прохода Мессинского пролива больше нафиг никому не нужна была, и к эмигрейшн властям решил не идти. А не пошел, потому что Евгений, которого я случайно встретил в марине, яхтсмен-парусник, идущий на парусной яхте на север Италии, сказал, что с трудом объяснил в эмигрейшн офисе, что бы ему поставили штамп в паспорт, у него венгерский шенген был. Я подумал, что с паспортом моряка буду еще полдня объяснятся, чего мне надо и чего я тут делаю. Поэтому я развернулся, и решив, что если где-то там дальше вопросы возникнут, то и буду их решать, а пока — «аривидерчи Бриндизи». Следующей мариной была Santa Maria di Leuca, на самом каблуке итальянского сапога. Я добросовестно отправился искать отделение Береговой Охраны, потому что по объяснением бравых капитанеристов-итальянцев, я должен был отмечать каждый приход в порт дальше по пути следования. Эта персперктива меня отнюдь не радовала, бегать по конторам каждый божий день. Но я добросовестно побрел искать капитанерию, предварительно спросив в крохотном офисе марины, ее координаты. Найдя людей в погонах, чуть ли не час мы объяснялись, на итальяно-английском жаргоне с применением ручной жестикуляции, что я должен сделать. На секунду, мысли в сторону: мне кажется, если итальянцам связать руки,то они разговаривать не смогут, так они бедные руками машут. Ребята в белой форме костгарда проверили паспорта, бумажки, спросили, почему не открыли шенген в Бриндизи. Чего-то я им наплел в ответ. Они предложили поставить штамп въезда, но надо дождаться 9 утра, чтобы приехал специальный офицер, если вы можете, вежливо добавили. Я им печально известил, что стартую в 6 утра, и никак не могу терять время.
— А вообще-то у меня паспорт моряка, может мне и не надо ничего открывать, — делаю ход конем.
Ребята в белой форме куда-то звонят, чего-то жестикулируют, и потом объясняют, что тогда я не должен выходить с лодки никуда.
— Окей,- говорю , хотя я уже в трех километрах от яхты.
Потом они штампуют мою бумаженцию и мы расшаркиваемся.
В третьей марине Roccella Ionica офицер из стеклянного аквариума с надписью Береговая охрана, метрах в 300 от марины, штампует Costituto in arrivo per il naviglio da diporto, так правильно называется эта цидуля, берет судовую роль и больше ничего не смотрит. И даром ему мои паспорта не нужны. А я то волновался, как я буду дальше объяснятся с паспортами моряка и шенгеном.
В четвертой прекраснейшей марине Vibo Valentina, хозяйка марины с изумительнейшим английским, по моему канадка по национальности, на мои вопросы об оформлении прихода, просто махнула рукой, и сказала, что это они сами все делают, никакую капитанерию или береговую охрану искать не надо. И после этого, ни паспортов, ни этой заветной Constituto
я больше не касался, так как никто нигде ничего не спрашивал, кроме оплаты за стоянку.
По приходу во Францию, нам повезло и мы со второго телефоного звонка, нашли место в марине городка Гольф-Жуан. Симпатичная тихая марина в старом порту. В офисе марины я спросил, где мне искать капитана порта для оформления прихода. Мне ответили, что харбор мастер, это они сами и никуда ходить не надо.
— А эмигрейшн, где отыскать?- спросил я.
— Тут нет, а где мы не знаем, — был ответ. А визовые вопросы, вы в консульстве у себя решаете, наверное. Не поняли они, чего мне надо.
Да-а, похоже им тут глубоко наплевать, есть у меня виза или нет. Вообще я заметил, что они дальше своей работы обычно ничего знать не хотят. А может и правильно, так спокойней, чего волноваться, за то, что от тебя нисколько не зависит. Таким образом, опять я отложил визовый вопрос на время. Через два месяца жизни во Франции, настала пора ставить яхту на зимовку, и вот теперь встал вопоос, что нам придется вылетать из Франции в Россию, и здесь-то может и возникнуть вопрос, о нашем тайном проникновении во Францию, штампов въезда ведь у нас нет. Опять я пошел в офис марины, но уже соседней, она была гораздо больше, там наверняка должны знать про эмигрейшн. Девчонка в офисе, которую я спросил, опять ответила, что нет у них ничего подобного и поинтересовалась:
— А зачем вам?
— Вопрос с визой хочу решить.
— А вы что англичанин (они тоже в шенген не входят)
— Нет, я русский.
Подошел, какой-то дядя, более опытный, сказал, что в маринах ничего такого нет, а есть в аэропорту Ниццы.
— Может вам туда надо
— Может быть, — поблагодарил я.
А сам засомневался, что я чего-то там смогу решить, тем более мы уже два месяца в этих краях, топчемся. Спросят, чего раньше делал? Пойдем-ка мы на стоянку в порт Наполеон, а по пути зайдем в Тулон и там откроем Шенген. Там ведь морской порт, наверняка эмиграционные власти есть.
Через несколько дней в Тулоне.Начинаю поиски организации, какая нам проштампует паспорта. В первой марине, которая расположена на набережной Тулона, я спросил француза, который заведовал заправкой, где мне найти эмигрейшн. После 15 минутного разговора, выяснилось, что насчет такой ерунды он тоже мало, что знает.
— А к вам ведь пассажирские пароходы приходят, не из шенгенских стран, наверняка, как-то оформляются.
— Да приходят, но очень редко, в основном круизные суда, а там эмигрейшн не требуется.
Ну думаю, что все равно, где-то эмигрейшен должны быть, ведь тут и грузовой порт есть.
— Ну, а где таможня находится,- спрашиваю, может там правды добьюсь.
Объяснил он мне, где здание таможни и на следующий день, сев в автобус я двинулся в путь. В автобус, потому что, угнездились мы в пригороде Тулона Ла Сьен сюр Мер, так как мест в этой ближней марине не было. Выскочил на остановке задолго до нужного места, ошибся, но зато по старому городу пробежался. Нашел по описанию дом, подхожу, вижу табличку Custom, дергаю дверь, выходит мужик. Вопрошает, чего я тут забыл. Объясняю свои желания про заветный штампик в паспорт.
— Не,говорит это не здесь, у нас такого нет.
— А где есть?
— Не знаю где,- отвечает.
Вот тебе и фунт изюма, куда ж теперь бедному крестьянину податься. Грустно мне стало что-то. Вспомнил, что проходил мимо информационный офис для туристов, пойду туда народ попытаю. Прихожу, спрашиваю. Мне дают какой-то адрес,тупо на него смотрю разбираюсь, хрен знает, как туда добираться. Навожу справки по транспорту, тут чего-то их осеняет, смотрят в интернет, говорят вам в префектуру надо. И рисуют мне адрес префектуры, и номер автобуса, как туда доехать. Беру у них карту, смотрю, в принципе не так далеко можно и пешком дошлепать. Беру координаты и в путь. Дошел до здания префектуры, большое административное здание на пригорке, огромные двери. Захожу, а там обед, ждать придется почти сорок минут, ну что ж плеер в уши и stand by. На первом этаже большой холл, стулья для посетителей, барьерчик, за которым женщина распределяет посетителей по кабинетам в соответстии с их вопросами. В два часа дня, я подошел, начал по-английски, она меня переадресовала к другой тетке, за другой дверью, якобы по английски разговаривающей. Та с грехом пополам, английский тоже не уха, пыталась выяснить чего мне тут надь, потом забрала паспорта и велела подождать. Сижу я пять минут, потом десять, и у меня уже мысли нехорошие начинают мозг точить. Паспортов у меня нет, как попал во Францию нигде не написано , возьмут сейчас под белы рученьки и поведут в темные места. Тут выходит женщина и произносит: « Николяеф», похоже меня кличет. Иду за ней, снова в ту же дверь заводят. Там меня встречают две девчонки и тут уже с приличным английским опять спрашивают, чего я тут хочу. В конце концов они понимают, что мне надо оформить въезд во Францию и опять исчезают на 15 минут. Потом выходят, выносят мне адрес, мои паспорта и говорят,что там вы свое счастье найдете. Почти два час потратил, а все таки они озаботились моими проблемами и помогли.
Судя по карте, нужная улица находится в районе порта, почти там же откуда пришел. По третьему разу прохожу уже знакомые места вдоль набережной, мимо той же таможни, еще иду минут 15 и останавливаюсь, кажется заплутал. Спрашиваю, прохожую француженку, про нужную улицу, она показывает, куда мне идти дальше, оказывается, правильное иду. Через 5 минут вижу высокое здание с кучей флагов, ну вот оно моё, а то уже ноги стоптались. Захожу внутрь, подхожу к женщине типа дежурной на входе и начинаю сто второй раз объяснять про паспорта. Она отвечает:
— Не знаю куда же вас направить, здесь у нас военная организация.
— Это что, не таможня и не береговая охрана?
— Нет, а если вам в таможню, так это здание рядом.
Ну елы-палы, опять не туда. Выхожу, оглядываюсь — вот оно оказывается, низенькое белое здание за забором, я его только, что проходил. В заборе закрытая дверь и кнопка с какой-то надписью по-французски, черт его знает, что написано, но жму без зазрения совести. Спустя десяток секунд, слышу щелчки замка и открываю дверь. Вхожу в здание, здесь никакого официоза, лестница на второй этаж. Оттуда спускается мужчина, я опять затягиваю свою песню про штампы и, о чудо, это здесь. Берут у меня паспорт, смотрят, спрашивают:
— Вы когда во Францию пришли?
Как истинный русский, вру, что две недели назад в Гольф Жуан, отбросив более полутора месяцев.
— А почему там штамп не поставили?
— Да я у всех спрашивал, мне никто ничего не мог сказать. Никто не знает куда надо идти,- это уже чистая правда.
Уносят паспорт в соседнюю комнату, штампуют. Я им подсовываю паспорт механика, тоже проштамповать, они несколько раз извиняются и говорят, что ему надо самому явиться, по другому не положено. Стали бы наши погранцы извиняться в этом случае, да и разве реально в Россию на яхте прийти, два месяца кататься и ни с одним чиновником не увидеться. Обещаю им на следующий день привести механика, только говорю, чтобы они передали по смене другим людям, что мы придем паспорт штамповать, а то ведь нам по новой надо будет рассказывать «Сказ, как русские моряки штамп искали». Успокаивают, что или сами тут будут, или передадут о нас. Выхожу из их дворика, на лице глупая улыбка, проблема с плеч долой, если долго мучится что-нибудь получится. На следующий день прихожу с Андреем механиком, штампуют и ему паспорт, и мы теперь можем, хоть лететь, хоть поездом ехать, легально пересекая границы по всей Европе.
Коротко выводы:
Придя во Францию, морем из не Шенгенской страны, довольно непросто проштамповать паспорт о въезде. Можно нанять агента в марине или в порту, который сделает это за деньги. Можно бесплатно самостоятельно. Тогда надо искать, отделение оперативной таможни, или сразу же спрашивать в префектуре, или ехать к эмиграционным властям в аэропорт.