Ледовые плавания

Ледовые плавания - это конечно, очень громкое название, в Арктических морях мне плавать не удалось, только в Балтике. Зимой в Балтийском море покрывается льдом Ботнический , Финский и Рижский заливы.  Но для наших небольших пароходиков, со слабыми машинами, пересечь и эти заливы  временами было нелёгким делом.

При следовании в порт, в котором уже объявлена ледовая навигация, на судно обычно получается информация по условиям плавания. Указывается каким типам судов можно следовать во льду, обычно это мощность главных двигателей не меньше 2000 кВт и соответствующий ледовый класс, как минимум Л3.  Ледовый класс судна  присваивается Регистром, и он характеризует на какую толщину льда рассчитан корпус при самостоятельном плавании. Плюс сообщается какие ледоколы обеспечивают проводку судов в этом порту, каналы связи и координаты точки сбора судов, нуждающихся в ледовой проводке.

Если пароход не дорос до самостоятельного плавания, слабоват своими железными силенками, то он следует в точку ожидания ледокола.   В этой точке, если ты не пришел первым, уже обычно лежат в дрейфе другие ледовые страдальцы, которым самостоятельно в порт не пройти.

Ниже опубликованы фотографии, сделанные во время переходов в Рижском заливе.

Varma

 

По прибытию в точку судно докладывается ледоколу и ожидает указаний по ледовой проводке. Капитан ледокола формирует ордер для следования в порт, указывая каждому судну его место в строю. Самое слабое судно ставится сразу за ледоколом, за ним помощнее и т.д

Подойдя к Ирбенскому проливу вечером мы также ложимся в дрейф, войдя в разреженный лед и ожидая формирования каравана.

В этом льду такой мощный пароход может следовать и самостоятельно.

Ледовый конвой

Утром начинается ледовая проводка. Ордер выстроен. Впереди ледокол "Варма", мы идем пятыми по счету. Сейчас самое главное следить за дистанцией впереди идущего Амура 2509, чтобы в случае потери у него хода не въехать ему в ж... вообщем в корму.

Varma Riga bay

Лед становится толще и более спресованный.  Хотя  мы и следуем по пробитому ледоколом каналу, но наших 1400 лошадей все же не хватает и мы бесполезно работая винтами, упираемся в лед, успевший сжаться за Амуром 2509. Докладываемся ледоколу и сзади идущим, что мы хоть и трепыхаем плавниками, но хода не имеем. Пытаемся отработать назад, чтобы разогнавшись с разгону преодолеть ледовый затор. Попытка не удается и мы остаёмся стоять, зажатые льдом. С ледокола следует указание остановиться и ждать его помощи.  "Варма" бросает свое место в голове конвоя и двигается в нашу сторону.  На лихой скорости, круша лёд  проносится параллельно нашему борту.  За ним остается канал разбитого разреженного льда, который ослабляет натиск льда на наши борта и мы дав полный ход, опять продолжаем движение. Таким образом не слишком быстро, периодически останавливаясь для высвобождения застрявших пароходов, конвой продвигается по направлению к Риге.

К вечеру добираемся до Рижского рейда, где ледокол официально информирует об окончании ледовой проводки и идет в порт, на пополнение своих запасов. А мы взяв лоцмана идем к причалу погрузки. У причала нам помогают швартоваться обычные портовые буксиры.

Зимнее солнце

Зимнее солнце

 

Ледокол "Varma"

"Варма" во всей красе проносится мимо нас во главу каравана.

"Harmony" - с мощной машиной идёт без ледокола.

 

Зимняя погрузка

Крепление палубного груза

Погрузка пиломатериалов, в просторечии досок, завершена. Экипаж занимается зачехлением и креплением палубного груза. Дальше выход с лоцманом на рейд и ожидание ледокола.

На выходе из Риги у нас опять оказывается тот же попутчик Амур 2509, родной мне пароход, на котором я проработал не один год.  По информации порта ледокол должен был начать проводку только через несколько дней. Посовещавшись с капитаном Амура, опросив о состоянии льда у пришедших пароходов, приняв во внимание, что сейчас мы в грузу, что делает прохождение льда из-за увеличившейся массы легче, мы решаем не дожидаясь ледокола пробовать пробиться из Рижского залива самостоятельно.

Зима в Рижском заливе

Наш попутчик "Амур 2509"

Следующий день шикарный, солнечный, но не дойдя до кромки льда буквально пару миль, мы встречаем более сложное ледовое поле. Здесь лёд под воздействием ветра напрессовался в  плотное состояние, которое нам с ходу не преодолеть.  Сначала застревает наш попутчик, мы проходя рядом, делая небольшое разрежение во льду высвобождаем его, затем втыкаемся сами.

Теперь уже он обходит нас, помогая сдвинуться, и тут же чуть дальше по курсу опять застревает. Так высвобождая один другого, со скоростью черепахи продолжаем двигаться в сторону открытой воды. Наконец  встреваем оба, а до воды, как говорится рукой подать.  Даем задний ход, ура, есть движение. Если есть сильная подвижка льда, а это бывает при сильном ветре, то выбраться назад бывает невозможно. Лед под воздействием ветра давит на корпус и не дает сдвинуться ни на метр.  Но сегодня светит яркое солнце и ветер легкий бриз, поэтому отойдя назад,метров на 500 даем полный передний ход, максимально набирая скорость, чтобы с разгону пробить ледовую перемычку. По пробитому каналу судно разгоняется и врубается в лед. Бедный "Амур"  содрогаясь от ужаса, громко шурша трескающимися льдинами, проходит еще на длину  корпуса и опять утыкается. Сосед нам помочь ничем не может у него та же песня, то есть он так же стоит, застряв в ледовой каше. И ему приходится начинать долбежку )).  Так раз за разом, практически метр за метром, (очень похоже на работу дятла) мы двигаемся к свободе из ледового плена.

С правого борта лежат мамы-тюленихи со своими бельками, (детенышами, они еще пока белого окраса)

Разогнавшись и врубившись в лед,  несколько десятков раз, мы наконец получаем безостановочное движение и пройдя еще несколько кабельтов в ледовом поле, выскакиваем на чистую воду.  Опять начинается обычное морское плавание.

 

Следующие фото уже из другого рейса. Также погрузка в Риге, но не пиломатериалами, а круглым лесом на Норвегию. В отличии от пиломатериалов круглый лес закрывать чехлами не надо, да и крепить почти тоже. Основная масса бревен погружена поперек судна и крепить их не имеет практического смысла. Крепятся только первый и последний штабель, которые погружены вдоль судна.

погрузка в Риге

Погрузка окончена, палубного груза погружено на высоту 2.8 - 3.0 метра

Порт выгрузки - Крагерё в норвежских шхерах. Красивейшие места даже зимой, представляю какая тут красота летом.

Еще одна погрузка досками около Риги.

Погруженный Амур

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *