Парусник «Товарищ»

Первая моя морская практика прошла на легендарном паруснике «Товарищ».

«Товарищ» на регате

У него очень интересная и долгая история. Парусник был спущен на воду в Германии на верфи Blohm und Voss в 1933 году под именем Gorch Fock. Горх Фок – это псевдоним известного немецкого писателя-мариниста Ганса Кинау. Судно строилось взамен учебного трехмачтовика «Ниоба»,который попав в сильнейший шторм в Балтийском море, опрокинулся и затонул. Недостатки в конструкции «Ниобы»,приведшие его к гибели, были учтены при постройке нового парусника, более надежного, маневренного и устойчивого. Барк использовался, выходя в Балтийское и Северное моря, в качестве учебного судна Военно-морскими силами Германии до начала Второй мировой войны.

Во время войны он стал плавучей канцелярией и общежитием для военных моряков, а позже и школой для минеров. В апреле 1945 года, при приближении советских войск, по распоряжению немецкого командования, после обстрела с берега советскими танками, он был затоплен немецкой командой в районе острова Рюген.

После окончания войны барк достался Советскому Союзу по Договору о репарациях. В 1947 году парусник был поднят со дна моря и в течении четырех лет отремонтирован, получив название в честь четырехмачтового барка «Товарищ», который был затоплен во время войны в Жданове.

Корма парусника "Товарищ"

В 1951 году «Товарищ» перешел с Балтики на Черное море и был приписан к Херсонскому мореходному училищу, где много лет использовался для прохождения практики курсантами нескольких мореходок. В 1979 году вместе с нами, курсантами Херсонского мореходного училища имени лейтенанта Шмидта, проходили практику в течении двух летних месяцев, ребята из Астраханского и Батумского училищ.
В 1974 году «Товарищ» стал победителем одного из этапов Балтийской регаты престижной американской серии «Операция Парус» (Operation Sail). В приглашении на регату было сказано, что «Товарищу» отводится почетная роль в торжествах по празднованию 30-летия освобождения Польши от немецких захватчиков.

В 1976 году «Товарищ» принял участие в очередной регате «Операция Парус – 76», где в первых двух этапах он занял первое место, а в третьем этапе четвертое место. По сумме трех этапов «Товарищ» занял первое место среди парусников в классе А.

Фильм «Операция Парус – 76» крутили (слово уже кажется странным, а ведь бобины с пленкой крутили на кинопроекторе) всем курсантам, проходящим практику на борту «Товарища». Смотрели его и мы, и притом не один раз. Нам его специально демонстрировали на открытом воздухе на палубе, направив проектор на растянутый белый экран. Барк неоднократно принимал участие и в других значительных мероприятих во многих странах.


После распада СССР он стал принадлежать только Украине. В 1995 году барк был направлен в Англию в Нью-Касл на ремонт, где планировался ремонт за деньги местного спонсора на определенных условиях. Но при обследовании на английской верфи выяснилось, что стоимость ремонта гораздо выше, чем планировалось. Из-за недостатка финансирования барк простоял в Англии несколько лет. При поддержке немецкого общества «Tall-Ship Friends» (Общество друзей парусника) в 1999 году он был отбуксирован в порт Вильгельмсхафен, для участия в выставке Экспо.

В 2003 году это же немецкое общество выкупило судно у Украинского министерства образования за 500 тысяч евро и с 2005 года бывший «Товарищ» вернулся на свое материнское место в Штральзунд. Спустя 60 лет ему было возвращено прежнее имя «Gorch Fock». Сейчас “Gorch Fock” стоит в качестве плавучего музея в гавани города Штральзунда.

«Товарищ»- снова «Gorch Fock» в Штральзунде.

Практика у нас начиналась в знаменитом «городе у моря» — Одессе.  Прибыв на парусник, стоящий у пассажирского причала, мы с восторгом смотрели на мачты и с опасением раздумывали, как мы сможем по ним взбираться. А через пару недель, мы взлетали по вантам на свои реи, иногда даже забыв пристегнуться страховочным поясом. Самые ловкие и быстрые, поднимались на высоту грота бом-брам реи (самый высокий рей на «Товарище»), а мое рабочее место было на верхнем марса рее, на середине высоты гротмачты.

За время практики  посетили Ялту, Мариуполь (тогда Жданов), Новороссийск, Сочи, Сухуми, Батуми, Евпаторию. В каждом городе с борта «Товарища» высыпала на берег толпа курсантов в парадной форме.   Перед  заходом в порт проводилась генеральная уборка, где мы вооружившись деревянными брусками надраивали песком деревяную палубу до желтизны.

Генеральная приборка

Вспоминается первая качка, всего лишь в шестибальное волнение, когда курсанты укачавшись, лежали на палубе, а укачаться можно было легко, во-первых с непривычки, во-вторых от бледного вида самих пацанов. Но это были можно сказать мелочи, шторма летом на Черном море долго не длятся.
Несколько раз организовывались купания по следующей схеме. Все курсанты выстраивались на палубе, где следовала команда приступить к купанию, но оставив вместо себя в строю свои рабочие ботинки, (называемые «гады»). После окончания купания, опять выстраивались на палубе, и подняв свои «гады» расходились. Так контролировалось, все ли благополучно вернулись на борт.                     Нельзя сказать, что те кто не был на паруснике не могут стать моряком, но определенные морские навыки и знания мы, конечно же получили.
Много работ производилось вручную: подъем рей, брасопка (разворот рей при смене галса), швартовка, опускание и подъем шлюпок, постановка и уборка парусов. При постановке парусов на каждый рей посылалось по паре курсантов. Они пробегая от мачты до нока реи, развязывали сезни, освобождая уложенные паруса и вываливали их. Дальше они уже ставились горденями и гитовыми  снизу. При уборке парусов на реи посылались все курсанты, здесь уже было веселье. Подобранные паруса надо было уложить,  вытащить на рею, и привязать специальным надежным, но легко отдающимся узлом. Все это производилось в качестве соревнования с курсантами Астраханской мореходки, работающими на соседней фок мачте.  Многие судовые рутинные работы надоедали, а вот бегать по мачтам нам всем нравилось. Последний порт захода у нас был родной Херсон, в полном парусном вооружении, пройдя довольно сложным фарватером по Днепровскому лиману и Днепру мы гордо встали на якорь на рейде Херсона. Командовал в то время «Товарищем» капитан  Ванденко. Парусная практика, я думаю, осталось в памяти каждого курсанта ярким событием.

admin

20 комментариев для “Парусник «Товарищ»

  1. Здорово, что молодые ребята могут проходить практику на таких парусниках с историей.Хорошая школа жизни.
    Желаю вам удачи!

    1. Мой муж проходил практику на » Товарище» в 1969 году от Николаевской мореходки. Прошли годы. Мой сын служил коком в Североморске. Младший внук лазает где только можно, даже в проеме дверях, заберётся до верху, опираясь обеими ногами в наличники двери и руки на груди сложит и сидит так. Благодаря инету, узнала много интересного о » Товарище». Образовалось группа » Аристократы морей», которые делаю прекрасные фото на наших парусниках, проводят выставки этих фото.

  2. Какой у Вас классный сайт! Очень интересно получать информацию из первых рук и вообще морских тем очень мало. Удачи!!!

  3. Вообще-то слово РЕЙ — мужского рода. На это всегда обращал внимание Олег Ванденко читая лекции курсантам. В остальном все ОК.Сердце замирает от воспоминаний.

    1. Почему-то никогда не обращал на это внимание, возможно да, мужского. Будем исправлять. Не помню читал ли он нам лекции, он тогда капитаном был.

  4. а хотите ребятки я куплю этот парусник у немцев -сделаю ремонт и будет он как раньше бороздить моря и океаны —а вас кто вышел на сайт возьму пассажирами. Ну как ваше мнение?

  5. Обидно потерять такой парусник для будущих поколений подрастающих мальчишек. Особая морская романтика парусного судна не сравниться ни с какими дизельными установками. А пройти практику на таком судне — редкая удача.

  6. » Морское фотографическое собрание» делает прекрасные фото на наших парусниках. Есть у них фото и » Товарища». Мой муж проходил практику в 1969 году на » Товарище» в Одессе от Николаевской мореходки,

  7. Спасибо! Когда «Товарищ» приходил в Херсон, это был праздник. Все ходили смотреть на этого красавца!

  8. Рей — мужского, мужскго! Боцмана на «Товарище» сразу исправили. А О.Ванденко потом стал начальником ХМУ. И нам на лекции (по навигации вроде) говорил:»Вы 14-я рота как шторм, но я как капитан буду бороться с вами до победного»:-). А практика на «Товарище» в 87 была по Средиземке, заграница… И КМ был Полозов…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх