Балтийский 57

теплоходы река-море у набережной Лейтенанта Шмидта

По распределению, совершенно странному, из мореходки мы попали в Министерство Речного флота в Беломорско-Онежское пароходство.  Говорят в то время был какой-то обмен специалистами между министерствами, а так как предлагалось не много вариантов при распределении, мы и выбрали незнакомый Петрозаводск. Глянув на карту, найдя его на берегу Онежского озера, решили, что пароходы должны ходить из Онежского озера на Балтику. Какого же было наше удивление, когда мы узнали, что суда пароходства ходят по Волге вплоть до Каспия и Азовского моря. Так как речного диплома у нас не было, то нас определили на первое время матросами и отправили на разные пароходы. Мне пришлось ехать на «Балтийский 57» в Калининград.

 

Это был небольшой теплоход с тремя трюмами, в 2000 тонн грузоподъемности, с двумя винтами и осадкой всего лишь 3.40 см.    После морских судов, он конечно же казался совершенно крохотным, соответственно и каюты в надстройке были небольшими. Помню, что меня очень поразила каюта старшего помощника капитана, когда я по прибытии на теплоход, пошел к нему представляться. Дверь в каюту была открыта, и я не поверив, что это старпомовская каюта начал крутить головой по сторонам, ища надпись старпом.  В ней примерно на площади в семь-восемь квадратных метров, был диван, стол и кровать.  Матросы же проживали в еще меньшей каюте вдвоем.

 

Тип судна назывался река-море, то есть оно могло возить грузы напрямую из речного порта с глубины страны без перевалки в порты Европы.  Длина его была 96 метров, ширина 13 м. Для прохода под речными мостами обе мачты его: носовая и грот заваливались, чтобы обеспечить надводный габарит в 13.4 метра.  Низкие мосты в Ленинграде проходились по расписанию ночью с 02 до 04 часов ночи. В это время мосты разводились, то есть подымались их разводные пролеты, обеспечивая проход судов.

Зимой теплоходы «река-море» работали на морях (Балтика, Северное, Средиземное), а летом заходили на внутренние судоходные пути для погрузки пиломатериалами, лесом, нефтепродуктами.  Очень хороший фрахт пароходства получали за Иранский транзит, суда грузились в Европе и везли груз через Волго-Балтийский канал, Волгу на Иран в Каспийское море. А для экипажей это были, хоть и интересные рейсы, но не  денежные. Валюта тогда получалась, только во время нахождения в иностранных водах, а при заходе в речную систему Советского Союза, зарплата была только рублевой.

Пароходов река-море в те времена было настроено много, в самых больших речных пароходствах суммарно их наверное было больше пяти сотен.

Строились они как на наших верфях, так и на иностранных. Те что создавались у нас, по комфорту были проще, построенные на заграничных верфях  более комфортабельными.

Однотипный с «Балтийским 57» теплоход

Для береговых людей пароходы эти смотрелись как близнецы. Приехав в Калининград и оставив вещи в камере хранения на вокзале, я пошел искать Балтийский 57 в порту. Пройдя по паспорту моряка через проходную, увидел его, стоящего лагом к другому такому же теплоходу. Кстати по английски однотипные суда называются sister ship,  суда-сёстры, потому что судно в английском языке считается женского рода, то есть леди. Перейдя через вахтенного на одном пароходе, я попал на свой будущий. Отметившись у старпома, поехал на вокзал за вещами. Возвратившись через пару часов, прошел через ближайший теплоход , собираясь перелезть по приставному трапику на соседний, как услышал вопрос от вахтенного:

— А ты куда?

— Так я на замену матросу на этот пароход.

— Да ты ведь к нам приходил, мы уже перешвартовались, поменялись местами.

А я с первого раза их отличить не смог, не посмотрев на названия, сосед стоял такой же однотипный.

На этом Балтийском 57 я проработал с февраля месяца до августа походив по портам Балтики, Северного моря, несколько раз зайдя в Онегу в порт пяти морей ))) Шала. Это поселок на восточном берегу Онежского озера, в шутку мы называли его Шальсбург.  Два раза мы доходили до самого дальнего порта, разрешенного в те времена для нашего флота ограниченного плавания, французского Сен-Мало. Зимой возили уголь из портов Советского Союза, а обратно грузили зерно, оно тогда в огромном количестве завозилось из Европы. Летом теплоходы потоком шли на Иран, а мы возили пиломатериалы из Онеги на Европу.

погрузка лесом в речных условиях

Теплоход «Балтийский 57» был построен в 1966 году на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калиниграде. Был переименован в 1990 году получив романтическое имя «Dream 1» , а в 1992 году имя «Farah Sea» и прописку в Латакии. Закончил свое существование «Farah Sea», как говорят на морском сленге «пущен на иголки» в 2003 году.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх