Destination: Istanbul — Вот и Стамбул.

11 сентября

Выходим в 6 утра из Синопа. Идём на запад вдоль Турции. Слева зеленые горы, справа синее Черное море, остается только наслаждаться идиллией.

Северный берег Турции
Северный берег Турции

В миле от берега ложимся в дрейф, пока море штилевое как в пруду, зудит желание искупаться. Вода чистая, прозрачная, медуз немного; опасаться нечего.  Пока бултыхаемся в воде, мимо проходят любопытные турки  на рыболовном кораблике с высокой нелепой рубкой.

После обеда ветер усиливается, начинает покачивать, переваливая с борта на борт.  В шесть вечера по местному еще раз ищем место искупаться, надо ухватывать возможность, пока лето не закончилось. На этот раз в дрейфе купаться уже некомфортно:  ветер в 6-8 м\сек слишком сильно гонит  яхту. Вдобавок к дрейфу небольшая волна делает небезопасной вылазку на яхту из воды; забортного трапа для купания у нас еще нет.  Забираемся за мыс, чтобы спрятаться от ветра, а за ним показывается небольшое поселение и небольшой пляж. Пляжик явно для местных турок, видно что не фешенебельный. Глубина под нами 11 метров, достаточно  комфортно для якорной стоянки. Отдаем правый якорь, вытравив  30 метров якорь цепи. Она натягивается в струнку и начинает дергаться. Явный признак того, что якорь не держит: ползёт. Стравливаем еще 10 метров, опять ползёт, еще 10 метров и только тогда наш кораблик начинает разворачиваться вытягиваясь по ветру, значит якорь «забрал» , то есть удержался вцепившись в грунт и перестал ползти. В результате отдано якорь-цепи на длину равной пяти глубинам, как и описывается в классических учебниках.

Купание недолгое, простояв не больше получаса, снимаемся с якоря и следуем дальше в сторону Стамбула. Почти по курсу на западной стороне горизонта очередной волшебный закат, не кровавый, а просто красивый, судя по всем признакам погода завтра нас не обидит.

12  сентября

Часам к 10 утра подходим к Босфору. На радаре у входа в пролив веер выходящих пароходов, и множество точек (эхосигналов) от  рыболовных судов, рассеянных перед системой разделения движения. За двадцать миль как положено выхожу на связь с Трафик Контролем, который регулирует движение в проливе – ответа нет.  Скорее всего нас не слышат. Пройдя еще полчаса ближе к проливу, получаем отклик и неожиданный вопрос:

— Вам лоцман нужен?

— Нет, мы не заказывали, — отвечаю, а в голове мысль: «На черта нам на нашу 32-х метровую посудину лоцман, не настолько Босфор и узок, чтобы с лоцманом ходить».

-Тогда вставайте на якорь в ожидании разрешения на вход.

— А когда это будет? Сколько ждать?

— Только в полдень, — отвечают турецкоподданные.

Строящийся мост между Европой и Азией
Строящийся мост между Европой и Азией

Ну что ж, ветер не очень сильный, можем подождать на якоре перед входом в пролив, но покачивать на раскатившейся черноморской волне все равно будет. Выискиваю местечко на карте, чтобы спрятаться от волны поглубже, не бултыхаться же без пользы, как эта самая консистенция в проруби. Нахожу местечко за мыском недалеко от пролива, судя по расположению он закроет нас от восточной волны. Да и точно, зайдя за мысок видим морскую идиллию: синее спокойное море, безмятежное солнце и турецкий курортный пляж с мечетью в стороне. Ну молиться мы не будем, а искупаемся непременно.  Встаём на левый якорь, успеваем занырнуть в прозрачную воду,  и уже через час турецкая служба движения предупреждает, чтобы мы были у маяка Туркели -это вход в пролив,  в 13 часов.   Окей, снимаемся за полчаса до срока и дуем на всех парах ко входу. Нас первыми со стороны Черного моря запускают в пролив и мы гордо продефилировав вдоль сухогрузов, стоящих на рейде, устремляемся рассматривать красоты пролива.

Навигатор за штурвалом
Навигатор за штурвалом

Для нашего небольшого суденышка навигация здесь совершенно несложная, если сравнить с  плаванием по нашим рекам и каналам. Только ближе к центру Стамбула поперек пролива мечется масса паромов, слегка напрягающих, когда они проходят  перед носом в нескольких десятках метров.

Берега Босфора
Берега Босфора

Чем ближе к выходу из пролива в Мраморное море, тем более плотно застроены берега этой границы между Европой и Азией.

Стамбул
Стамбул

Многомиллионный Стамбул расположен по обоим берегам Босфора. Заканчивается наш путь по проливу видами по правому борту минаретов Храма Айя Софья.

Собор Святой Софии (Айя Софья)
Собор Святой Софии (Айя Софья)

В те времена когда Стамбул именовался Константинополем, купол Храма был увенчен крестом, а не полумесяцем как в наше время.

Берега пролива раздаются в стороны и мы выходим в томное Мраморное море, оставив позади сумятицу Стамбула. Жарко, лениво, видимость – не очень хорошая, впрочем обычная для этих мест — марево из-под солнца. Сколько помню, по прошлым своим рейсам, ни разу не приходилось застать здесь кристальной видимости. Такой пронзительной какая бывает возможно только на северных морях. Спустя час проходим мимо Принцевых островов, на которые раньше ездил отдыхать принц турецкий, а иначе чего бы им так называться. Обогнув их с юга, пройдя системой разделения движения, встаем недалеко от яхтенной марины Пендык (крутое название) на якорь, вытравив почти пятьдесят метров якорь-цепи.

Так обыденно и незаметно наступают финал. Несмотря на множество приключений и препятствий мы все таки завершили свой вояж и доставили это чудо Рыбинского судостроения в Стамбул !!! Спустя некоторое время понимаешь, что в принципе это была авантюрная затея, на «сыром»пароходе, без квалифицированной команды пропилить по России, пройдя Волгу, Дон, два канала (Московский, Волго-Донской), перебраться через два моря Черное и Азовское в Мраморное.

Берега Босфора
Берега Босфора

Начиная с выхода из пролива, на мобильник названивает турок, с которым я общался по поводу планируемых работ. Он предлагает приехать на борт и забрать нас на берег для осмотра верфи и причала, где они чуя запах денег, уже чуть ли не завтра готовы приступить к работам.

По Босфору 10 узлов
По Босфору 10 узлов

Такой вариант нашего менеджера не устраивает, и туркам самим приходится приехать к нам на борт. Хотя они и спешат на нас заработать, но волей-неволей им приходиться часа на три втянуться в обсуждение и торги по поводу предстоящих работ.
13 сентября
Утром приезжают замерщики, начинают измерять палубы, на которые они будут ложить тик. После полутора часов работы, просуммировав общую площадь, предъявляют свои расчеты. Ни много ни мало у них получается 130 тысяч евро.
АВ просит подождать их пять минут, берет их расчеты и удаляется проверять данные. Через полтора часа выходя из тени ))) говорит, что их данные не правильны. Перевожу туркам, что они ошиблись и было бы не плохо если бы они проверили свои же расчеты. Турки совещаются, пересчитывают и находят ошибку, в конечном итоге пишут на бумажке цифру 109 тысяч. 21 тысячу долой, конечно же мы не против, новая цена нас устраивает.
Затем садимся на рыболовный катер, подогнанный другом этого краснодеревщика и едем смотреть мастерскую, где турки работают с тиком. В рыбной гавани высаживаемся с катера, и вшестером грузимся в махонький автомобильчик: то ли Пежо, то ли Рено. Сзади садятся трое, двое из них мы с АВ , спереди водитель, и на правое сиденье втискиваются двое. Как у них так получилось съежиться, один-то  вполне приличных размеров. Привозят нас в мастерскую, которая меня сначала разочаровывает. Я рассчитываю увидеть цеха, а тут большое гаражное помещение, в котором стоим 10 метровый катер и разложены шаблоны для работы с тиком. Под крышей помещения офис с директорским столом и креслами для гостей.
В офисе договариваемся, что турки через три дня подготовят контракт, на русском и английском и покажут нам. После мы еще долго будем его утрясать (по крайней мере так говорит АВ, а уж он то, кого хочешь утрясет), чтобы прийти к консенсусу.

Флаги над Босфором
Флаги над Босфором

Просим показать наших турок, куда они планируют нас поставить. Это оказывается место на судоремонтном заводе Тузлы, небольшой кусочек причала, между ангарами, в которых множество различных мастерских для яхт и пароходов. Неподалеку вижу португальский Сормовский «Магнум» бывший «Знамя Октября» . Он мне удручающе напоминает судоремонтные будни на обычных пароходах, когда ты несколько недель проживаешь в этом бардаке, под названием «ремонт». Рядом в крытом самодельном ангаре тоже стоит какая-то яхта, явно не маленькая. Тут же в 10 метрах помойка из множества пакетов и чуть дальше полозы для вытаскивания небольших судов по слипу. Да уж, печальное место, на стоянку для суперяхты абсолютно не тянет. Уточнить сроки и цену по этому причалу не удается, поэтому разговоры откладываются на понедельник, до поисков начальника.

Девичья башня (Kiz Kulesi)
Девичья башня (Kiz Kulesi)

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх