Заметки по работе на теплоходе «Месна» август-сентябрь 2013
17 августа
Утром в 7 утра, схожу с поезда, передаю дипломат человеку с компании «Онего»и. Дипломат с какими-то документами просили передать из Петрозаводского офиса компании. Я ненароком думал, что может меня подвезут до парохода, те кому я передачу привёз, но никакого предложения не последовало, а может человек и без машины вовсе. Придется с сумкой в метро тащиться.
Подхожу к набережной лейтенанта Шмидта, ожидаю увидеть маленький нос небольшого теплоходика, но вижу за СТК (СТК-это небольшой сухогруз типа река-море) чёрный корпус судна с названием «Месна» . Форштевень и бульба «Месны» смотрятся нормальными, совсем не для игрушечного суденышка. По сравнению с рядом стоящим СТК, «Месна» выглядит гораздо мощнее.
Пробираюсь через СТК на свой будущий пароход, спускаюсь вниз, на «Месне» нет обычной надстройки, все жилые помещения расположены в корпусе судна. Есть только подъёмная на домкратах ходовая рубка. Поэтому обычные слова «поднимаюсь с трапа в надстройку судна» здесь не соответствуют действительности. Больше подходит спускаюсь с палубы внутрь судна.
Капитанская каюта закрыта, поэтому поднимаюсь на мостик. На таких типах пароходов я называю навигационный мостик «курятником», он возвышается над корпусом судна на первый взгляд, довольно нелепо.
Вот тут- то охватывает тоска, представлял, что пароход уже постаревший, но не настолько. Всё такое старое, да ещё и покрашенное в унылый серый шаровый цвет. Кресла неухоженные, засаленные, места в рубке мало, столы обгрызенные, переборки из ДСП потрескавшиеся, в многочисленных дырках, куча старых кнопок и переключателей, многие из которых как позже оказалось вообще не работают. Поразглядывав чудо рубку в течении двадцати минут, начинаю уже находить свои плюсы – большие иллюминаторы, отличный круговой обзор, удобное управление судном не вставая с кресла, практически нулевая парусность надстройки. Всегда можно отыскать что-то хорошее.
Перешвартовка. Как правило при стоянке на набережной Шмидта, вторым или третьим корпусом к причалу, приходится по нескольку раз в день перешвартовываться, выпуская пароходы, которым требуется отходить в морской порт.
Вот и нам, не успел я принять дела, пришлось перешвартовываться, чтобы отпустить в море, тот самый СТК , через который я перелазил пару часов назад.
Пароход с содроганием включается на передний ход, сотрясаясь всем своим тысячетонным телом. Испускает из трубы клуб чёрного дыма (позже стало ясно, почему он так дымит) и начинает, вибрируя, вращать винтом. Старпом реверсируя вперёд, назад, параллельно отодвигается от СТК, освобождая ему место для отхода. Через 15 минут маневров, мы опять уже стоим на швартовых в ожидании оформления отхода врачами.
С врачами тоже не все так просто. Сначала врач отказалась зайти на борт из-за отсутствия у нас нормального перехода с соседнего теплохода. Ну а где найти такой трап, подходящий под все типы пароходов. В конце концов кое-как уговорив ее все таки посетить нас, вынуждены были выслушивать в течении получаса очередной бред чиновника от санитарии. Она выкопала в наших документах, просроченный Эпидемический план, и на полном серьезе вопрошала:
— Как же вы будете действовать, на случай эпидемии, с просроченным Эпидпланом.
Я про себя думаю, его вообще кто-нибудь читает этот план, хотелось бы мне знать. А вслух соглашаюсь, да мол это упущение, сегодня же запросим в компанию новый эпидемический план и т.д. и т. п.
После 1700 у нас все готово к отходу, точнее все бумажки надлежащие приготовлены и мы в шесть вечера переходим на первый причал в морской порт, для оформления отхода комиссией пограничников и таможни. В восемь вечера, закрыв границу «на замок», мы выходим из Питера в море назначением на голландский порт Мурдейк. В трюмах у нас старые трубы разных диаметров шестиметровой длины из Саратова. Голландцы эти трубы в грунт вбивают при сооружении причалов.
Еще на переходе по Балтике старпом интересуется, будем ли мы рыбачить в Северном море. Приходим мы в Мурдейк по предварительным расчетам в выходные, значит без ущерба производственному процессу можем заняться пару часов ловлей трески для удовольствия и деликатесной ухи из свежайшей рыбы.
В один из дней перехода из офиса приходит на мой взгляд смешное сообщение:
«Слейдуте экономходом».
А скорость у нашего водного транспорта всего-то 7 узлов (меньше 14 км/час), куда ещё экономичней, для многих пароходов эта скорость даже меньше, чем экономичный ход.
22 августа
Погода отличная — всё ещё летняя, в намеченное место рыбалки мы должны подойти засветло, так почему бы и не закинуть удочки. Место это среди наших моряков называется «огурец». Форма отмели с глубинами около 8 метров похожа на обычный огурец. Продрейфовав по этому огурцу пару раз , я и старший механик (только мы оказались рыбаками в нашем немногочисленном экипаже) наловили около 30 хвостов трески, вполне неплохой урожай по нынешним временам. А старпом, который намекал на рыбалку, и вообще на палубе не появился.
25 августа
Подход к рейду Роттердама. Там насколько я знаю, незначительно изменена схема разделения движения, поэтому Трафик Контроль в этом районе всех опрашивает есть ли у них свежая корректура на данный район. На нашей карте все было уже откорректировано, мимо не проехать. Лоцмана приняли сразу же по приходу на рейд, дальше около 4 часов ходу по реке Маас до причала выгрузки. Мурдейк – это причалы и склады в чистом поле, никаких развлечений в виде городов или поселков там нет.
После обеда мы уже у голландского причала. На сегодня всё, в порту тишина: воскресенье, все отдыхают. Так как все дела закончены можно прогуляться до ближайшей деревни. Оказывается крохотный посёлочек в километрах трех, здесь все таки есть.
Называется он также Мурдейк, а пишется на ихней мове Moerdick. Тихий, уютный посёлочек из нескольких улиц, но больше получаса там делать нечего.
продолжение здесь