продолжение записок о работе на т\х «Месна» начало здесь
26 августа
Выгрузка началась с утра и должна закончиться после обеда. Времени не так много, а нам еще обязательно надо успеть купить продуктов, недели на две минимум. Повар еще с Питера беспокоилась, что у нас продуктов мало. При передаче дел капитан сказал, что у нас продуктов набрано по какое-то там сентября. Повар на мои слова по сентябрь, возмущенно высказывается, что еды у нас не больше чем на неделю. Предварительно созвонившись с шипчандлером (тот кто занимается судовым снабжением), заказываю ему список продуктов . На фирме бодро обещают все сделать Окей:
— Не беспокойтесь, доставим.
Другой вопрос, что у меня нет с собой валюты, а есть только судовая карта Виза, получается прежде чем расплатиться надо где-то отыскать банкомат.
Проходит полдня, выгрузка уже заканчивается, на борт приходит агент для оформления бумаг по отходу, а продуктами и не пахнет. Связываюсь с шипчандлером, а он говорит, мы не успеваем привезти. Вот так номер, а тут еще буквально полчаса назад, с нашей конторы приходит сообщение, что с окончанием выгрузки нам надо выходить на рейд для постановки на якорь и ожидать следующего рейса и возможно надолго. Раньше не могли что ли родить, как теперь продукты добывать. Агент советует, что можно встать у бесплатного причала в самом городе в центре, как обычно делается другими компаниями. Созваниваюсь с конторой, а у них ответ:
— Вы встанете к причалу, рейса возможно долго ждать придется, а вдруг к вам за это время инспектор портового контроля придет, он вас точно задержит. Ну, а на хрена пароход до такой степени доводить, что его задержать могут по любому случаю.
Говорю агенту, что я без продуктов отказываюсь выходить, надо как-то решать этот вопрос . Тем временем выгрузка уже закончена, и на палубе уже стоит лоцман. Он видя нашу ситуацию входит в разговор с агентом и предлагает мне сделать небольшой крюк, дойти до Роттердама, ошвартоваться временно к причалу для погрузки продуктов. За время нашего перехода, это несколько часов, шипчандлер их туда доставит. Ну, а нам деваться некуда, придется так и сделать, вот только наличку где-то найти надо.
Отшвартовываемся и идем в сторону Роттердама, точнее идем сначала в сторону моря, а потом через полтора часа поворачиваем в сторону города, сделав крюк в 15-20 миль. Стармех говорит:
— Ни фига себе, на пароходе за продуктами едем, такого я еще не видел.
Через два часа швартуемся к причалу, заказав предварительно швартовщиков ( опять дополнительные расходы) и как оказалось не зря, самим спрыгнуть на причал бы не удалось. Пароход в балласте, борт высокий, стенка еще и под наклоном. На причале уже стоит шипчандлер с небольшой партией продуктов в обычном авто. Но большая она или нет, налички у меня все равно ж нет. Прошу шипчандлера съездить до ближайшего банкомата, ему же самому деньги нужно получить за продукты. В его машине едем к ближайшему банкомату. Шипчандлер по виду какой-то турок, предварительно несколько раз меня инструктирует, что бы я внимательно обращался с карточками, деньгами и кошельком, типа очень много случае кражи, не успеешь и глазом моргнуть, как уведут.
Снимаю благополучно деньги и едем опять к пароходу, попутно я прошу его еще помочь нам с отдачей швартовых, самим нам опять же при таком высоком борте парохода никак их не скинуть. Точнее скинуть швартовы можно, а вот как без трапа потом на борт обратно попасть.
Расчитываюсь за продукты, шипчандлер скидывает нам швартовы с палов и мы отходим от причала в море, а ведь могли бы стоять в центре Роттердама почти две недели.
Выходим из реки Маас, сдаем лоцмана на лоцманский катер и пройдя еще почти час с нашей космической скоростью в 7 узлов, встаем на якорь на внешнем рейде Роттердама в ожидании дальнейших распоряжений судовладельца.
27 августа
Первые сутки на якоре, погода еще летняя, поэтому стоянка спокойная, умиротворенная.
31 августа
Со вчерашнего вечера началось усиление ветра, и к ночи ветер с запада достиг 6-7 баллов. Хотя в воде и было 100 метров якорь-цепи, но на всякий случай, по предложению старпома, потравили ещё одну смычку для надёжности. Ночью немного подстихло, но ветер зашёл на север и размер волн увеличился метров до двух. Пароход стал ощутимо раскачиваться, особенно это заметно в рубке, так как она выше. Так продолжалось весь день, и судя по прогнозу ещё как минимум сутки придется болтаться на волнах северного направления, как одно пахучее средство в проруби.
01 сентября
От ветров северных направлений, даже не слишком сильных, накатывается небольшая зыбь. Когда приливные течения не совпадают с бегом волн, пароход становится бортом к волне и его довольно ощутимо качает и так продолжается часов шесть- семь пока постоянно-меняющиеся течения не поставят судно носом на волну, тогда на несколько часов наступает успокоение. Потом все возникает повторно.
02 сентября
Ветер с севера дует уже третий день, подразогнал волну, чуть ли не от самой Норвегии и весь день пароход нещадно качало, даже голова начала гудеть от этого неустанного переваливания с борта на борт. Стихло только вечером, судя по прогнозу ночь должны проспать спокойно.
03 сентября
Только заснул, вдруг слышу сквозь сон завывание сирены. Хлопнула дверь каюты, заскакивает возбужденный старпом, кричит:
— Виктор Васильевич, блокаут.
Блокаут – означает, что остановился по какой-то неведомой причине дизель-генератор и судно лишилось электроэнергии, то есть стало на время беспомощным и неуправляемым. В этом случае должны сработать аварийные системы, запуститься аварийный дизель-генератор или податься питание от специальных аварийных аккумуляторов. При стоянке на якоре управление рулём нам не требуется, обесточивание непосредственной опасностью не грозит, поэтому особых волнений не было. Запустился второй дизель-генератор, старший механик и электромеханик бросились выяснять проблему в машинное отделение, ну а я отправился спать дальше..
Утром проспал положенное время, не сработал будильник на телефоне, а в каюте всего два круглых иллюминатора, от которых света не много, и когда подымаешь голову с подушки сразу не понимаешь утро уже или еще сумерки за бортом.
05 сентября
Утро – результативно: разминка, отжимания, душ. Плохо душ тёплый, не холодный — почти не бодрит. После обеда — замечательная погода, слабый ветерок, чистое небо, яркое солнце. Желание напрашивалось – загорать. Взял книжку и на бак. Всё время тянуло поплавать в морской воде, но искупался только к вечеру, когда стало потише течение. Попросил матросов повесить штормтрап — прыгнул в море. Отличная освежающая водичка, даже вылазить совсем не хотелось . В десять вечера ошеломляющий закат. Часть неба в сиренево-палевых тонах, там где закатывается солнце, ярко-красные краски самого солнца и красное небо, выше переходящее в бирюзовые тона. Видимость усилилась до пронзительной чёткости, что для Северного моря не частое явление. Отчётливо вырезанные на штилевом море синебокие пароходы, стоящие на якоре, обалденно -красивые в мягких красках закатного моря, и четырёхсотметровые громадины контейнеровозы с разноцветными стопками контейнеров на палубе, величественно проползающие по системе разделения движения к месту приёма лоцмана. Кажется даже они, обычно бегающие с большой скоростью, сейчас снизили скорость ради величественного заката.
06 сентября
Лето в нашем якорном районе, похоже закончилось, утром подполз туман, солнце изредка выскакивало в прорехах облаков, пролился небольшой дождь, но ветра сильного нет и это радует больше всего.
Дня два назад сочинилась фраза про наш пароход, да и про все современные сухогрузы:
«Раньше строили пароход и в нём создавали трюм для груза, сейчас строят трюм и к нему приделывают пароход .» Всё для коммерции!
07 сентября
Народ каждый день, начиная с первого дня якорной эпопеи, ловит скумбрию. Происходит это так. Время от времени кто-либо с экипажа выходит на палубу и забрасывает удочку (леска с тяжёлым грузом на конце и тремя четырьмя крючками с перышками или бусинками, на которые клюёт дурная скумбрия). Поначалу ловили все, пока не надоело. Если попадается, то обычно партиями, так как рыба ходит стаей. Нередко вытаскивается сразу по 2-3 штуки. Каждый день ловится в пределах 30 хвостов. После боцман делает так называемый балык: со спины разрезает рыбу, вытаскивает кишки, подрезает поперёк и хорошенько солит. Разделанная скумбрия вывешивается на ветер и через пару часов, янтарную от жира, рыбу можно пробовать. По его словам, так они в Астрахани с селёдкой расправляются. Свежепосоленная скумбрия вкусна, но и через несколько дней уже подвяленная на ветру, вкусом ничуть не хуже. Вечерком народ за просмотром очередного сериала, уплетает скумбрию. Первые дни с аппетитом, далее вынужденно. За время погожей погоды, все пространство под рубкой плотно завесилось вяленой рыбой.
продолжение следует