Продолжение скандинавской саги о перегоне из Питера в Норвегию. Начало здесь.
Просыпаюсь в 9 утра, подымаюсь в рубку, а снаружи вокруг сплошной стеной плотный туман, и Геннадьич с азартом за каким-то рыбаком гоняется, пытаясь зайти в порт Скагена, надеясь, что рыбачок едет в порт. Делает он это, сбавив скорость до 6 узлов и ориентируясь по электронной карте и радару. Визуально вокруг белое молоко тумана и без радара определить в какую сторону ехать, абсолютно невозможно. Но рыбак отнюдь в порт не собирается и сворачивает влево. Геннадич без дальнейших раздумий заправляется в ворота порта. Я опять пытаюсь связаться с портовыми властями и в очередной раз безуспешно, напрашивается мысль, может у нас радиостанция не совсем исправна.
Проходим входные молы порта. Видимость становится гораздо лучше. Капитан швартуется к причалу с топливной колонкой, место ему знакомо по прошлому году.
Скаген – это в основном рыбный порт, здесь есть причалы и для грузовых пароходов, но в большинстве тут снуют рыболовные суда. Небольшие рыбацкие кораблики заходят, разгружают быстро рыбу и снова выскакивают в море. Для них реально — время деньги. Порт пропах рыбой. Причалы все заляпаны белыми пятнами, чаячьими бомбами. Тоже не дуры, где же ещё тусоваться как не в рыбном порту. Чего там трудиться вылавливать рыбку из пруда (из моря), тут проще на халяву выхватить.
Надеюсь сходить за время бункеровки в город, сколько раз стоял на якоре на рейде этого городка в ожидании погоды в Северном море, разглядывая местность в бинокль.
Планы на прогулку провалились, когда я спросил подошедших датчан о времени бункеровки, они пообещали залить нас солярой меньше чем за час.
Прошёлся вдоль причалов пару сотен метров, но с этой стороны гавани здесь были только рефрижераторные склады и стояло пару офшорных судов, оранжевого цвета, обслуживающие морские установки. Офшорные от английских слов «off shore” вне берега, то есть в море. Сейчас усиленными темпами строятся новые современные суда для обслуживания морских установок: нефтяных и газовых вышек, ветряков для электроэнергии, различных морских ферм и других отраслей. Часто они окрашены в оранжевый цвет, чтобы быть более заметными.
Если набрать в интернете слово Скаген, то вся страница будет с упоминанием слов «край света». Эти слова вполне уместны для этого города
. Он расположен на узком мысу в самой северной точке полуострова Ютландия. И если забравшись на самую верхнюю точку Скагена, посмотреть вокруг, то практически со всех сторон, вы увидите море. Если точнее, то два моря. С одной стороны будет пролив Скагеррак Северного моря, с другой стороны Каттегат Балтийского моря. Более плотные солёные воды Северного моря встречаются с опреснёнными водами Балтики, границу этой встречи можно заметить в тихую погоду на поверхности воды. Некоторые и называют это явление «край света». Фотография к сожалению не моя, но явление это видел в хорошую погоду неоднократно.
По моему мнению больше на край света напоминает сам городок, куда приводит только одна дорога, она же и выходит из него, больше ехать здесь некуда.
Городок рыбаков и туристов, в этот раз побывать в нём не удалось, смог его я посетить немного позже во время работы на грузовом теплоходе «Месна».
Закончив очередной приём топлива, через час мы отходим от причала держа курс на Норвегию.
Нам нужно пересечь пролив Скагеррак и затем нырнуть в шхеры в районе Бергена и следовать уже шхерными фарватерами в район порта Алесунд, где нас должна была дожидаться вторая вспомогательная яхта.
Первый час прошёл идиллически, почти штилевое море, затем сначала возникла легкая рябь, позже ветерок от северо-востока постепенно усилился до 10-12 метров в секунду, разгоняя волну вдоль всего немаленького пролива. Мы попытались пойти курсом когда ветер и волна, вернее волна, она играет более значительную роль для судна, попадала в правую раковину с кормы ( в спину немного справа, то есть в правую ягодицу 🙂 ). Но идти так стало практически невозможно, началась такая сильная бортовая качка, которую выдержать было и нам непросто и всем тем предметам, которые хранятся на яхте, а имущества весьма немало. Пришлось взять вправо, чтобы следовать курсом против волны. Качка бортовая уменьшилась, зато увеличилась килевая, яхта стала биться о встречные волны, подпрыгивая и подскакивая, недоумевая, куда её бедную речную яхту запихнули и за какие-такие провинности. Скорость пришлось снизить до 15 узлов. Теперь у нас стояла задача пересечь пролив, идя против волны, но совершенно в другую сторону от порта назначения.Затем подойдя поближе к норвежскому побережью, прикрывшись от большой волны, попытаться лечь курсом по волне, двигаясь вдоль берега. Ну а если и там не получится следовать безопасно, то зайти во внутренние воды Норвегии и переждать погоду где-нибудь в укромном местечке.
В таком положении брызги от встречных волн заливали яхту от киля до клотика, брызговики на лобовых илюминаторах не справлялись с потоками взлетающей воды. Через два часа такой тряски, как на плохой телеге, мы приблизились к норвежскому берегу достаточно, чтобы лечь на нужный нам курс. Волна стала не такой крупной и Геннадьич лег на курс 280 градусов, ведущий вдоль берега. Сразу все неприятности прекратились, скачки по волнам закончились, теперь мы шли на попутной волне, слегка покачиваясь и разгоняясь до 19 узлов. Руководитель этого перегона, который уже намекал нам, чего мы колбасимся как проклятые, не лучше ли встать на якорь и переждать погоду. Видя, что мы пошли нормально, успокоился, ушёл к себе в каюту. Так сопровождаемые попутным ветром, который вскоре ещё уменьшился, мы и пилили вдоль берегов Норвегии до вечера, любуясь прибрежными красотами. В районе Ставангера вошли во фьорды.
Засветло проскочили мимо этой нефтяной столицы Норвегии, и направились в самый дождливый город в Европе или даже на земле, как описывается в туристических буклетах, в город Берген.
В блеске ночных огней, которые обычно не в радость судоводителям, слепят в самом ответственном месте, в час ночи по московскому времени ошвартовались у причала Бергена, в популярном туристическом месте.
Утром прибыл агент.
Продолжение — перейти сюда