Окончание рубрики «Fehn Sirius» — работа в море.
Днем англичане командуют, что бы мы снимались с якоря и через полчаса принимали лоцмана.
Заводим двигатель, матросы начинают выбирать якорь. Выбрав несколько метров, кричат с бака:
— Не тянет брашпиль.
А уже максимальная точка прилива и скорость течения больше трех узлов, поэтому брашпиль не справляется. Толкаю пароход самым малым, все еще не могут выбрать. Добавляю ход, брашпиль пошел, но вовремя с бака не докладывают и цепь уже под корпусом и опять брашпиль натужно не может вытянуть якорь. Посылаю кадета на бак к матросам, чтобы докладывал о состоянии цепи, и продолжаем борьбу с якорем. Лоцманский катер не дождался нас пока мы снимемся, везет к нам лоцмана и кричит, чтобы мы прикрыли катер от волны во время высадки лоцмана своим бортом. Ставлю бортом к волне свой “Fehn Sirius”, принимаю лоцмана и еще минут десять корячимся с якорем. Дальше лоцманская проводка по реке, шлюзование, швартовка к причалу в темноте, время час ночи — идем отдыхать.
Утром начало выгрузки, приходит англичанин по ремонтной заявке, спрашивает чего нам надо ремонтировать. А хотелось бы отремонтировать балластную трубу, через дырку в ней в машинное отделение льется вода, когда работают балластником.
— А когда вы уходите? – спрашивает.
— Возможно сегодня вечером.
— За сегодня сделать не удастся, в лучшем случае к завтрашнему вечеру. Это надо снимать относить в цех, там заваривать и монтировать на место.
Стоять из-за трубы мы не сможем, звоню в контору, объясняю ситуацию.
Естественно они заявляют, что если выгрузка закончится раньше, то стоять из-за этого ремонта нельзя. А мне точно никто и не говорит, когда она закончится.
Отказываюсь от ремонта, но в конторе даю заявку на следующий порт на откачку льяльных вод, воды в «машине» набралось уже много, а это непорядок, может портконтроль привязаться.
Следующий порт уже известен – это опять Белфаст, погрузка металлолома на Португалию порт Эль-Феррол.
До Белфаста с нами едут два спеца от фирмы МАК выяснять причины греющегося главного двигателя. Один в возрасте лет 65, другой стажируется у них в фирме, лет 30. Первый коренной англичанин, второй тоже родился в Англии, но внешность, какая-то филиппинская. Они прокопались в машине полтора дня, удивились, что у нас даже форсунок запасных нет, и составили в компьютере диаграмму по двигателю. По ней объяснили, что с двигателем все в порядке, проблема где-то в системе охлаждения, как и предполагал наш «дед». Вечером эти спецы торчали со мной на мостике и рассказывали про жизнь. Старший возмущался, что в Англии много эмигрантов, и для них в английской тюрьме условия лучше, чем на родине. Нормальное питание, отдельная камера, есть даже спутниковое телевидение. Так зачем им из Англии уезжать, лучше что-нибудь сотворить и сесть в тюрьму, так как в родных пенатах жизнь гораздо хуже. Ну и другими английскими порядками был недоволен, например: если контейнер с мусором будет стоять на 30 сантиметров дальше от линии, у которой он должен находиться, то водитель мусоровозки и не потрудится забрать его, эх нам бы их проблемы. Так за разговорами прошла очередная вахта в Ирландском море.
Утром встаем к причалу и опять сразу же начинается погрузка лома металлического. В этот раз ошвартовались нужным бортом и поэтому сумасшедший крановщик к 16 часам завалил нам полный трюм. Никто и в город не смог сходить — вот оно современное мореплавание. Но отход все же пришлось задержать, чтобы сдать нефтесодержащие льяльные воды с машинного отделения. Но тут опять не все так просто. Причал маленький, бочка смогла подъехать только когда кран закончил работу. Подсоединили шланг к ней, начали откачивать . Качали, качали, а эта нефтяная грязь почему-то выкачивается очень медленно, прошло несколько часов, всего пару кубов откачали, а заказывали 8 кубометров сдать. В 20.00 водитель смотал шланги и сделал «аривидерчи», сказал, что у него рабочий день закончен и он уезжает, и остальные проблемы его не интересуют, а всего-то чуть больше трех кубов откачали, опять в каком-либо порту откачивать надо будет. Ну делать нечего, заказываю лоцмана и мы отходим на Испанию.
Переход проходит в мирной обстановке, погода классная. Ветра, волн нет, балдей моряки. Через трое суток подходим к Эль-Ферролу, принимаем лоцмана. Порт находится в глубине изрезанного залива, проще сказать фьорда, красиво кругом, черт возьми, зеленые холмы, изрезанные берега, белоснежные яхты, не жизнь, а малина. Встаем к чистенькому причалу, не верится даже, что скоро сюда будут наш грязный металлолом выкидывать.
Утром начинается выгрузка, растет куча ржавого металла на причале, но не сильно спешно, растущей куче, как и положено сопутствуют грохот, пыль. Всё — хана чистенькому причалу. После обеда определяю, судя по куче, что дня два провыгружают, будет время в города сходить, поглазеть, на испанскую действительность, пощелкать фотоаппаратом. Ну и неплохо.
Выхожу в город, небольшая набережная скоро обрывается в море, дальше крепостные стены военно-морского ведомства Испании, здесь в Эль-Ферроле военно-морская база . Походил, посмотрел по сторонам, особых чудес нет, ближе к вечеру попадается навстречу старший механик и матрос, тоже просто так топчутся по городу.
— Саныч, давай посидим где-нибудь в недорогой кафешке, — предлагаю я ему.
Он соглашается, идем искать кафе, да как-то ни на одно глаз не падает.То ли от жадности, то ли от неопытности, закончили поиски тем, что зашли в продуктовый магазин и купили пакет вина. Расположились на лавочке и сидели разговаривали, прихлебывая вино. Вокруг теплая южная ночь, неспешные отдыхающие люди, желтые фонари и мы на скамеечке под пальмой.
![Зль-Феррол](http://vicapt.ru/wp-content/uploads/2012/08/zabor.jpg)
Сам город ничем особым не выделился, было желание прогуляться вдоль живописного залива, но весь берег со стороны моря занят военно-морской базой, то есть везде каменный забор и набережной практически нет. А другая сторона залива смотрелась вполне живописно, когда подходили на пароходе, но до нее не добраться.
![Эль-Феррол](http://vicapt.ru/wp-content/uploads/2012/08/Skuchayushhiy-delfin-300x229.jpg)
На следующий день выгрузка заканчивается, днем отходим от причала. Чуть позже получаю назначение следовать для погрузки зерна во французский порт Ля Рошель и указание уже быть ошвартованными там завтра в 6 утра, чтобы сразу же начать погрузку. Посчитал по расстоянию вроде как получается прибыть туда вовремя, но тут проблема для старпома. Он должен отстоять вахту с 00.00 до 06.00 и затем сразу же заниматься погрузкой, не отдохнув. Предлагаю ему разбудить меня в 0400, чтобы он успел поспать перед швартовкой и погрузкой, а я уж после отдохну. Тем более, что мне замена должна была приехать, значит скоро дома отдыхать буду.
Подошли к 5 утра, приняли лоцмана, ошвартовались и начали грузить, по схеме, которую я весь вечер рассчитывал. Груз ячмень, а его согласно stowage factor на наше судно можно погрузить только 3500 тонн с установкой поперечных переборок, чтобы уменьшить возможность возникновения зернового статического крена, а нам нужно погрузить 4000 тонн. Объем трюмов позволяет, а параметры зерновой остойчивости нет. Вот и изощрялся, чтобы и волки были сыты и овцы целы. Рассчитал, как можно безопаснее и отправил для страховки телеграмму немцам, что грузить столько ячменя по документам нельзя, но если уж погрузить, то следовать в хорошую погоду, осторожно. От них – тупое недоуменное молчание.
Днем агент привез капитана, который меня сменит, и договорился, что я буду готов к отъезду в 7 вечера и таксист отвезет меня в гостиницу в Ля-Рошель, а в 6 утра следующим днем, в аэропорт Нанта.
Ля-Рошель – побратим Петрозаводска, да и в названии слышится такая мушкетерская история, что естественно, залетев в гостиницу, я бросил сумку и выскочил на набережную. А там лепота, эйфория распирает грудь, всё — свобода, никаких проблем, никаких телеграмм, ни тупых вопросов от офиса, ни тупых вопросов экипажа, ни-че-го. Вокруг все заполнено веселящимися людьми, почти все столики кафешек и ресторанчиков, расположенные на исторической улице, заняты. Столы с сувенирчиками, различные бродячие артисты развлекают прогуливающихся. Все это на набережной вблизи подсвеченной прожекторами старинной крепости. После железного парохода — это кажется вечным праздником. Побродил по набережной, поглазел на французские чудеса, к 12 часам ночи народ как-то быстро стал исчезать, отправился в гостиницу и я. Дверь была уже закрыта, пришлось стучаться, француз в халате открыл мне дверь и таким образом я закончил свою эпопею на Фен Сириусе. Утром такси в Нант, кстати таксист сказал, что скорость любит, у него штрафов за это уже вагон, прямо как в фильме «Такси». С Нанта самолетом в аэропорт Парижа Шарль де Голь и оттуда на Санкт-Петербург, где поездом до Петрозаводска.
Какие комментарии? Могу только завидовать.
С удовольствием прочитала, как-будто сама там побывала.
Спасибо за интересную информацию! Надеемся на новые интересные публикации!
Вы пишете пережитое личное? Спрашиваю, потому что у меня отец был нач. экспедиции, а дядя ходил по коммерческим рейсам (всё в Советское время на Дальнем Востоке).
Это мои простенькие заметки, хотелось немного рассказать о работе на судне. Написать о личном пережитом — это надо быть настоящим писателем. А написать хорошо — это вообще огромный труд.
Увлекательное повествование, а скучающий дельфин просто класс!
Очень интересный рассказ. Вообще люблю такие темы. Спасибо.
Заходите в гости ;).
да да да все именно так,Fehn Sirius мое первое судно,ностальгия!
ре останавливайся пиши дальше очень легко и интересно читать
Пытаюсь, но понял, что хорошо писать — это труд нелёгкий. У меня — это всего лишь путевые заметки, без особого мастерства.