Есть такой посёлок на восточном берегу Онежского озера с необычным названием Шала. Расположен в устье реки Водла и в былые времена каждые три-четыре дня летней навигации здесь грузился пароход пиломатериалами ( проще сказать досками) за границу или на внутренние порты. За границу шли качественные доски, а своим всяко-разные. Как-то брали на палубу пакеты досок, догружались по дороге с Европы в Ростов, для стройуправления под Саратовом, так те больше походили на связанные веники, чем на пакеты. Там не мудрудствуя особо, взялись их выгружать не стропами, а обычным грейфером, предназначенным для насыпных грузов. Доски высыпали прямо на необорудованный берег,образуя гору высотой в десяток метров. Кстати в трюмах тогда была дорогущая робототехника для нового конвейера на Ростсельмаш, на котором позже запустили производство новых комбайнов «Дон».
Здесь выложены несколько фотографий с рейса Шала — Голландия. Моряки и речники иронически прозвали Шалу Шальсбургом, может быть для значительности, а скорее всего для прикола. Погрузка обычно происходила посредством плавкрана, поставленного между судном и причалом. Для погрузки 3500 кубометров досок, требовалось примерно 2-3 суток. За это время можно было успеть отдохнуть на карельской природе. В хорошую летнюю погоду этот карельский берег озера просто курорт. Песчаные пляжи и стройные сосны не уступят ни в чём Рижскому взморью.
Дело близко к окончанию погрузки. Обычное дело для этого типа пароходов, появление крена на последнем этапе погрузки пиломатериалов на палубу. После окончания погрузки палубного груза, экипаж выходит на авральные работы по креплению груза и закрытию его брезентом. Закрывают по требованию покупателей, чтобы доски не намокли во время рейса от морской воды, ну и от дождей тоже.
Следуем вторым коленом Кошкинского фарватера, заходя из Ладожского озера в Неву. Почти по курсу очертания крепости Орешек. До Питера рукой подать, несколько часов ходу и два сложных участка с сильным течением и узким фарватером: Кошкинский фарватер и Ивановские пороги. Во время прохождения сих затруднённых для навигации мест, на мостике должен управлять судном капитан.
К сожалению, тогда была в руках только цифромыльница, поэтому качество фото не ахти.
Пароходы, у которых нет кормы, с обоих сторон только нос — это паромы, бегающие в проливе Зунд между Хельсингёром (Дания) и Хельсинборгом (Швеция). На борту и написано НН Ferries аббревиатура (Helsingor, Helsingborg паромы). А для чего им нос с обоих сторон — а для того чтобы не разворачиваться лишний раз перед швартовкой к причалу. (пояснения для несведущих))))
Часто расходятся в десятках метров, нагоняя страху на проходящих Зунд судоводителей. Вот и этот пёрся практически в борт, пройдя по корме в 20 метрах. Песня в тему: «Я убью тебя лодочник (паромщик)»
Андрюха еще штурман, сейчас давно уже с капитанскими погонами на немецких пароходах. Приносит прибыль немецким бюргерам.
Тучи с дождём гонятся за пароходом, предварительно извиняясь показом такой красоты.
Рейс недолгий, вот уже пароход у причала одного из скучнейших портов в Европе, причалы чуть ли не в чистом поле, ближайшая деревушка в нескольких километрах, тоска зелёная.
Здесь уже повеселее, но опять незадача, осталось выгрузки всего лишь один трюм, вечером снова в моря, за очередной порцией фрахта. Заходили в этот рукав Мааса ночью с двумя лоцманами. А у семи нянек дитя без глазу. И в темноте, на часах было два ночи, с первого раза не вписались в крутой поворот, пришлось молотить винтами на полный задний ход. По носу до берега оставались считанные метры. Оба лоцмана приняли неправильное решение заходить по ходу отливного течения. А по течению всегда управляемость хуже, вот и не выкрутились куда-надо. Благополучно лоханувшись при первой попытки, а могло закончиться всё менее радостно, развернулись носом против течения и подошли к этому причальчику.
Фото шикарны. Йэх… как на море захотелось.