Керченский пролив.
К проливу подходим утром, связываюсь с «Керчь-трафик», докладываюсь, что подхожу. Они выясняют нужные им подробности, и спрашивают каким каналом мы пойдем. Отвечаю, что пойдем кавказской стороной, раньше это считалось российской стороной. Они рекомендуют как и с кем нам разойтись и мы на всех парах шуруем к кавказскому каналу. Подходим к точке доклада. Докладываюсь, это уже практически на рейде порта Кавказ, и тут опять начинается.
— Стоять, вы куда, кто вам разрешил, разве у вас есть лоцман?
— А зачем нам лоцман? Мы небольшая яхта.
— Лоцман положен по правилам, у вас яхта больше 20 метров. Разворачивайтесь и уходите отсюда, идите Керченским каналом.
Весь разговор на повышенных тонах, как будто мы минимум кого-то «замочили» и собираемся удрать от правосудия.
А если сравнить Керченский пролив с судоходными водами Западной Европы, то он во много раз проще в навигационном плане и по количеству судов. Там проходит огромное количество больших и гигантских пароходов, не говоря уж о «толпе» катеров и яхт. Такой паники никто не устраивает.
Двумя днями раньше я специально интересовался у агентов по поводу лоцмана в Керченском проливе. И вчера еще раз уточнялся у агента по этому же вопросу, и мне два раза сообщали, что нам лоцман не нужен. А тут опять засада.
Спрашиваю Керченскую сторону, можем ли идти по вашему Керченско-Еникальскому каналу.
Там та же песня:
— Нет вы не можете, вы больше 20 метров, вам надо брать лоцмана, для этого ваш агент должен сделать заявку.
Суть в том, что хоть Крым теперь и российский, а все службы в Керченском проливе остались те же и с теми же правилами, единого руководства как должно быть в одном государстве здесь пока еще нет. Керченско-Еникальский канал под управлением бывшей украинской Керчи, а неглубоководный канал Кавказский под управлением российского порта Кавказ, как будто здесь два пролива.
Нам категорически приказывают встать на якорь до решения проблемы и дают точку в десяти милях от нашего нынешнего места. Вот елы палы, это ж надо почти час обратно пилить. Сбрасываем ход, руль право на борт для разворота и ищем точку в которой нам надо угнездиться. «Кавказ трафик контроль» опять выходит на связь и дает другую точку в полутора милях от нас, ну ладно хоть тут разум возобладал.
Встаем на якорь и начинается череда звонков к агенту, в результате сыр-бора, и полтора часов потерянного времени, нам разрешают следовать Керченско-Еникальским каналом, предварительно взяв лоцмана, что мы и делаем. На катере длиной чуть меньше чем наша яхта, прибывает лоцман в форме и погонах, и ведет нас по каналу, который я уже и раньше на своем пароходе проходил без лоцмана. Бюрократизм однако.
Перед заходом в канал, слышу диалог службы движения с судном идущим со стороны Черного моря по каналу. Им приказывают снизить скорость, чтобы пропустить яхту, заходящую на канал. С судна капитан возмущается:
— Это чего, мы должны дорогу яхте уступить?
По его разумению, он такой большой и солидный не должен маневрировать, перед какой-то мелкой посудиной. Ну в чем-то он и прав. Нам гораздо проще управляться, чем ему. Но ему объясняют, что правила одинаковые для всех.
Проводка с лоцманом длится всего лишь меньше часа. Не доходя до конца канала сдаем лоцмана, и вот оно долгожданное Чёрное море перед нами.
Погода хорошая, волны нет, нас практически не качает. Изредка появляются дельфины, их любимое занятие посоревноваться в скорости, скользя в воде возле нашего носа.