Утром в семь часов отходим от причала и двигаем в сторону Ростова. Подходим к границе морского порта, связываюсь с «Ростов-траффиком», говорю, что мы идем к причалу номер 12. И тут начинается:
— А откуда вы взялись, а кто вы такие, а почему вы здесь без предупреждения? А вы должны заказать заранее лоцмана и т.д.
— Как без предупреждения? Я же вчера агента предупреждал, что мы сегодня к девяти утра придём. Он что вам не сообщал?
— Никто нам ничего не сообщал
— Да мы можем и без лоцмана сами до порта проследовать, если такие напряги.
— По правилам порта если судно больше 30 метров, то обязано брать лоцмана, поэтому вставайте на Александровский рейд и ждите лоцмана
— А сколько ждать?
— Не знаю, теперь сколько.
Скорее всего агент ни фига не подсуетился вовремя. Звоню агенту, чтобы разобраться.
От них странный совет:
— А скажите им, что у вас длина 20 метров, может без лоцмана пройдете.
— Так они же по АИСу всё видят, какой мне смысл на себя обман брать, что мне за это звезду героя дадут, или оклад в два раза увеличат. Короче мы встаём на якорь и ждём агента.
Для справки: АИС – это автоматическая информационная система, которая выдает в эфир почти все наши данные.
«Траффик контроль» в конце концов разрешает нам идти только до рейда и стоять там ждать лоцмана, вдобавок несколько раз предупреждает, что мы должны соблюдать все правила стоянки на якоре в акватории Ростовского порта.
— Меня уже один раз в транспортную прокуратуру тягали из-за яхты, которой разрешил встать на якорь ночью. Они встали, ни огней не включили, ни якорную вахту не выставили, и ночью баржа в них въехала, — жалуется диспетчер движения.
Встаем на якорь, направление ветра совпадает с течением, и мы стоим не сильно рыская по фарватеру, никому не мешаем. Через час привозят лоцмана на катере с интересной фамилией Рой, дюже разговорчивый такой товарищ. Он с рассказами и байками доводит нас до причала Ростовского грузового порта, где мы собираемся оформлять отход за границу. Глубины у причала нам вполне хватает для швартовки, но сам причал очень высокий. А у нас нет такого трапа, чтобы сойти на причал, да и вообще никакого трапа нет. Как мы завтра комиссию будем принимать, они же на борт откажутся заходить?
Наш Валера из ларца и Юра начинают мастерить сходню. Сходня получается хлипкая, не красивая, из серых занозистых досок и никоим образом не соответствует статусу «суперяхты». Плюс к тому же сходня и опасна на первый взгляд, точно завтра проблем с посетителями не избежать. Говорю об этом агенту, но он как-то вяло реагирует, типа будет завтра — будем посмотреть.
Вечером успеваю на пару часов выбраться в центр прогуляться.
Следующий день хмурое утро, дождь, ждем прибытия комиссии, состоящей из пограничников и таможни. Первым прискакивает агент Дима. Наскоро заполняет грузовую декларацию для комиссии, в то время как у нас и груза то никакого нет.
Время девять часов, выглядываю на причал, там стоит процессия из погранцов и смотрит на наше подобие трапа. Затем разворачиваются и уходят. Мне рассказывают, что повозмущавшись на наше сооружение они так и не решились шагнуть к нам на борт и пошли на катер, который ошвартован в 20 метров от нашей кормы. Люди в фуражках грузятся на катер, и через 20 метров высаживаются к нам с нашего правого борта, у причала мы стоим левым бортом. Комиссия состоит из шести человек, несколько пограничников и пара важных таможенников. Возможно, что некоторым просто захотелось посмотреть изнутри на яхту, обычно для оформления отхода за границу их бывает два или три человека.
Заполнение моря бумаг, легкий контроль, и всё, отход оформлен. На удивление «военные» даже чаю не попили. На борту у нас снова вчерашний лоцман, и мы готовы к отходу в море и в разводку моста. Не спеша отваливаем от причала, начинается мелкий дождь, который превращается в сильнейший ливень. Через полдня, следуя уже в море, слышим новости по телевизору, что в Ростове от сильнейшего ливня затопило улицы. Получается вовремя мы оттуда слиняли.
Дон в районе Ростова довольно узкий, и проход Ростова осложнен еще низким железнодорожным мостом. Он разводится для прохода судов строго по расписанию несколько раз в сутки. К этому времени суда, следующие сверху и снизу выстраиваются в караван и медленно движутся в сторону моста, ожидая когда поднимется судоходный пролёт. Первыми проходят те, кто движутся сверху; им сложнее удерживаться по течению. Пройдя мост проходим Ростовский рейд. Он плотно забит судами, стоящими на якорях в несколько линий. Давно я здесь не был, даже не ожидал что здесь такое скопище. Лоцман показывает на сухогруз типа «Амур», стоящий в сторонке и говорит, что он уже второй год здесь брошенный хозяином. Представляю какое там внутри жалкое зрелище.
До выхода в Азовское море несколько часов ходу. Всё это время нас развлекает своими рассказами разговорчивый лоцман. Дорога в море проходит еще через один небольшой порт. Это Азов, знаменитый еще со времён Петра Первого. Тогда Азов был крепостью обороняющейся с успехом против турок. Азов тоже плотно забит пароходами и у причалов и на рейде.
Следуя Доном, слышим как по УКВ диспетчером зачитывается штормовое предупреждение по Ростовской области: «В течении сегодняшнего дня, В Ростовской области возможен штормовой ветер с порывами до 20 метров в секунду». Это чересчур много для нашей яхты, у ней слишком большая парусность и в узкостях с таким ветром будет нелегко. И пока мы идем по Азово-Донскому каналу, меня все время тревожит мысль, что не хотелось бы шквала пока мы идем по каналу. Очередных испытаний не хочется.
Выходим с канала так и не дождавшись ветра. Сдаем лоцмана на подошедший лоцманский катер, чуть ли не с нашу яхту размером. Все хорошо за исключением того, что лоцман забыл на яхте свою куртку и кепку. Обнаруживаются они только через два часа после сдачи лоцмана, когда уже что либо сделать нет никакой возможности, не поедешь же обратно из-за куртки; придется лоцманскому пиджаку ехать в Турцию. Может как-нибудь перешлем потом.