Шторм в Тихом океане

В дополнении рассказов о штормах, выкладываю воспоминание о шторме в Тихом океане, американского капитана дальнего плавания Дика Арена.

Многие люди спрашивают меня, в какой самый худший шторм я попадал. Конечно, тайфуны и ураганы являются более драматичным, чем те погодные явления, которые метеорологи называют «циклоническая депрессия средних широт". Но последние случаются гораздо чаще и могут быть столь же опасными. Зимними месяцами рождаются самые глубокие и сильные шторма, и из них самые обширные по площади в северной части Тихого океана. Не является редкостью для этого времени года, распространенность штормовых ветров на расстояние более чем 1000 миль от центра низкого давления, по площади больше всей территории Соединенных Штатов. Не существует способа, чтобы избежать попадания в такой шторм, в то время как тропический циклон можно попытаться обойти стороной, область его не так обширна.
В декабре 1968 года я был старшим помощником на «Американ Робин», плывя из Вьетнама в Лос-Анджелесе, погруженные так называемым "ретроградным грузом". Это военный термин, используемый для разбитых джипов, танков и вооружения, которые были больше не нужны во Вьетнаме.

танк-амфибия

Новые танки и грузовики можно легко закрепить для транспортировки в море, потому что их коробку передач ставится  на скорость и тогда колеса и гусеницы будут заблокированы, что немаловажно для безопасного  крепления. Однако, когда трансмиссии сломаны или разбиты, у вас нет возможности удержать технику от смещения на колесах или гусеницах и остается небогатый выбор способов их надежного раскрепления. Новая военная техника имеет специальные точки крепления для стропов и тросов, а у старой убитой техники, эти рымы или специальные «уши» часто сломаны или отсутствуют. У нас были погружены плавающие танки-амфибии в нижний твиндек третьего трюма, вместе с бульдозером Катерпилер Д-7 , около 20 различных грузовиков, несколько тяжеловесных едениц груза весом в среднем 35 тонн каждый.

Armoured Bulldozer Caterpiller D-7

Судно было построено в 1943 году и имело недостаточное количество точек крепления в трюмах для такого рода грузов. Нам хотелось, что было бы идеально, закрепить каждую единицу груза к переборкам трюма, но в виду вышесказанного, пришлось скрепить их друг с другом, опутав их большим количеством стропов. Этот сочетание, чуть не аукнулось нам потерей всего судна
. Приближались Рождественские праздники и казалось, что Бюро Погоды США отвело свою деятельность по прогнозированию на второй план. Сводки погоды становились менее конкретными, более общими и повторяющимися из одной передачи в другую. Когда наступило Рождество мы получали обычные прогнозы о шторме далеко на севере, ближе к заливу Аляска. Мы же на своем пути на восток, находились внизу у острова Мидуэй. В один из дней западные ветра усилились до 35 узлов, хотя прогнозировалась скорость только 15 узлов. Высота волны постепенно увеличилась до 6-7 метров, раскачивая судно из стороны в сторону. Крен достигатл 15-20 градусов на каждый борт. Во время дневного осмотра груза, я заметил, что нужно подтянуть крепление тяжелого танка, что я и проделал. Но нужно было переделать крепление полностью, за эту ошибку мать пирода и наказала нас.
Этим вечером ветер усилился до 50 узлов и высота волны увеличилась до 11-12 метров и нас валяло в бушующем море с креном до 30 градусов. Стропа, какими был закреплен танк оборвались, и он начал елозить взад и вперед с каждым креном судна. Пароход содрогался от каждого удара, с каким танк врезался в борт трюма. Я не желал вызывать кого-либо пойти со мной в трюм, так как это была очень опаснао перераскрепить груз во время сильной качки.
Около 11 часов вечера я взобрался на верх танка, который к тому времени измочалил деревянные брусья 12х12 как спички. Мы крепили их между танками в надежде улучшить крепление. От них почти ничего не осталось. Некоторое время я пытался пройти между машинами и засунуть куски дерева в гусеницы, надеясь что они застопорят траки. Я выделывал балетные па между скользящих танков в темном трюме при свете одной раскачивающейся грузовой люстры, свисающей из люка, и фонариком в дрожащей руке. Бульдозер был смят в гармошку и я мог представить, что может случиться со мной. Будучи на верху танка я заметил несколько хороших рымов на коминсе трюма и решил попытаться цепями закрепить танк за них. Хотя лучше всего притянуть груз книзу к палубе, но в данных условиях, я подумал, что безопаснее и практичнее попробовать закрепить его в виде гамака кверху. Боцман добровольно вызвался помочь мне в трюме, а матросы опустили нам вниз цепи, талрепы и скобы. К восходу солнца груз был относительно под контролем. Я вылез из трюма полностью вымотанный.

Когда я доложил капитану на мостик, о выполненной работе, я узнал печальную новость. Другое судно «Баджер Стейт» затонуло вместе с 26-ю членами экипажа в ста милях позади нас. Я думаю мы видели его ходовые огни предыдущим вечером, когда оно проходило мимо нас в своем последнем рейсе из Бангора, штат Вашингтон, на Вьетнам с грузом оружия. Груз у них был бомбы, которые также сорвались с крепления как и наши танки. Бомбы пробили при смещении корпус судна в районе пятого трюма. Когда экипаж попытался покинуть судно на шлюпке, бомбы вывалились через отверстие в корпусе, обрушившись и перевернув спасательную шлюпку, убив большую часть сидевших в ней. Мы ничем не могли им помочь в таких штормовых условиях, мы и сами были подвешены на ниточке. Наш очередной утренний прогноз известил, что у нас ветер 15 узлов и высота волны 1,5 метра. Мы слали им штормовые доклады в течении последних 12 часов, но безрезультатно. Наконец, несколько дней спустя Бюро Прогнозов проснулось и сообщило нам, что мы попали в шторм. Приятно было это узнать!
Мы вошли в Лонг Бич гавань в начале января 1969 года без дальнейших приключений. После выгрузки проследовали на судоверфь в Сан Педро, где было заменено много шпангоутов и несколько листов внешней обшивки в районе третьего трюма, там где танк ударялся борт прогнулся наружу почти на 6 дюймов с каждой стороны. Техника была выгруженыа не в лучшем состоянии. Смятый бульдозар «Катерпилер Д-7» остался мрачным напоминанием о тихоокеанском шторме.

Шторм в Тихом океане: 3 комментария

  1. Виктор, Вы пишите изумительные документальные воспоминания участника событий.Мне кажется, наиболее интересный материал получается, когда он пропущен через себя. Удачи и Здоровья!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *