продолжение записок о работе на т\х «Месна» начало здесь
18 сентября
Утро, ветер почти стих. Должен ведь быть и на нашей улице праздник.
К обеду становится ещё краше. Командую «деду» запускать главный двигатель, и мы снимаемся с якоря, чтобы подойти ближе к порту. Даю самый малый ход, а пароход разгоняется до 5,5 узлов. Вот немецкое создание, когда не надо едет, а когда очень нужно, то не хочет. Через час становимся на якорь недалеко от входа в порт и матросы расчехляют шлюпку, готовя её к спуску.
Стармех во время обеда недоумевает:
— Не понимаю, как это будет выглядеть, что вы просто так на берег поедете. Без пограничников, без таможни.
— Ну как-то так, прикинемся оголодавшими яхтсменами или озверевшими от голода матросами. ))))
Спускаем шлюпку, одеваем спасжилеты и едем в славный город Скаген, в который буквально месяц назад я заходил на яхте, но сам город посетить не смог – стояли на приемке топлива, всего два часа.
В поисках причала протарахтели на нашей моторке по всей гавани, заметив понтоны яхтенной марины (порт для яхт), у которых стояла парочка парусничков, подошли к ним. Теперь бы угадать в какой стороне магазин продуктовый искать.
Вижу по причалу в нашу сторону идет человек, интересуюсь у него про магазин. Оказывается тоже не местный — аргентинец с парусной яхты, сейчас уходит на Германию. Подробно рассказывает, где ближайший магазин, доходит до своей яхты, а потом вдруг кричит оттуда, подзывая меня. Отдает карту Скагена, на которой отмечен магазин, она уже ему без надобности,
Выясняет, что мы из России:
— Думаю в следующем году в Санкт-Петербург пойти.
— Слишком там много формальностей и бюрократии.
— Я читал, что сейчас уже получше стало, — надеется аргентинец.
— Ну да, немного проще становится, новый пограничный причал для яхт поставили, но изменения медленные.
Аргентинец прощается и уходит к себе на яхту. Через час, возвратившись с тележкой продуктов, его парусов уже не видим.
Привязываем шлюпку и вчетвером (боцман, матрос, электромеханик , я) идём искать магазин. Через 10 минут находим небольшой супермаркет «Нетто» типа нашего «Магнита».
Бестолково, тыкаясь по полкам, пытаясь читать по датски, покупаем продукты, коих впрочем не такой уж и богатый выбор. Ну к тому же и цены ошеломляющие. Фрукты и некоторые овощи ( помидоры, огурцы) продаются поштучно, одна перчина стоит 6 датских крон, если перевести, то это будет 36 рублей на наши деньги. В результате покупаем провианта на 1900 датских крон, что в переводе на рубли составляет 11500, а продуктов кот наплакал. Спрашиваю у продавца разрешение отвезти продукты в гавань на магазинной тележке. Он отвечает:
— Можно, но только обязательно верните, а то увозят и не возвращают, уже больше 30 штук в гавань уехало.
Ну мы же русские, мы то уж обязательно вернём, если не сопрём. ))))
К большому беспокойству боцмана в этом магазине не оказывается сигарет и он уже несколько раз спрашивает.
— А что, тут сигарет нет что ли?
Выкатываемся из магазина со своими груженными тележками на улицу. Матросы стесняются:
— Чё мы как дураки по улицам с тележками магазинными будем тащиться. Я их успокаиваю, что не как дураки, а как умные будем тащиться, не одни мы такие, все яхтсмены так делают, только телеги вернуть надо.
Сгрузив продукты в шлюпку, идем искать магазин с сигаретами. В ста метрах от причала древним методом опроса местных жителей находим магазин, где продают алкоголь и вожделённое курево. Так как на пароходе куряки уже несколько дней с распухшими ушами без сигарет, то естественно они наказали боцману купить сигарет, точнее табака, потому что сигареты в Европе стоят по 5 евро за пачку. Табак тоже не даром, банка в которой табака на 110 сигарет, то есть на пять с половиной пачек, стоит 104 кроны, примерно 600 рублей. Боцман долго думает, переваривая убойную информацию по ценам, занимает евровалюту у меня и электромеханика и покупает две банки табака и пару банок пива, куда ж без него настоящему мореману. Да и то правда больше месяца без берега.
Успеваем прогуляться по торговой улочке, здесь всё так же как и в любом европейском городке. Посередине пешеходная торговая улочка с магазинами, а вокруг симпатичные домишки с ухоженными двориками. День солнечный, синее небо, ослепительные белые облака, красиво и мило особенно после трёх недель парохода.
Нехотя возвращаемся на шлюпку, но на борту ждут голодные сотоварищи, и выходим из порта. За брекватером волна уже больше, чем до прихода, даже начинает забрызгивать с носа. Электромеханик и матрос пересаживаются ближе к корме, чтобы поднять нос и мы не спеша шлёпаем к пароходу.
Самое сложное во всей этой десантной операции: подъём и спуск шлюпки. Шлюпбалки старые, лодка лёгкая, скачет по волне, зацепиться за гак не так-то легко, шлюпка норовит залезть под кормовой подзор судна и просто расколошматиться об железный борт. Чуть больше волнение подымется и проблем не оберёшься. Как на ней спасаться в шторм, совершенно необъяснимо, её разобьёт еще до спуска на воду.
Выгружаем продукты со шлюпки, народ сразу же набрасывается на хлеб. Без хлеба желудки не чувствуют сытости.
19 сентября
Сегодня наконец-то обычный судовой завтрак: чай с сахаром, колбаса, сыр, хлеб. Разительное отличие от предыдущих дней: без хлеба, сахара и чая. Подошедший в салон стармех, провозглашает:
— Да, когда продукты есть и жизнь гораздо веселее кажется.
И день сегодня на удивление хороший, небольшой ветерок и солнечно.
Днём возникает провокационная мыслишка, не съездить ли опять сегодня на берег, так там хорошо на земле, докупить ещё продукты и прогуляться чуток. Решил, если сегодня не уйдем, то завтра точно скатаемся ещё раз.
Днем приходит сообщение из офиса с просьбой подсчитать количество топлива на рейс Gijоn(Spain) Гихон (Испания) – Баку через Ростов.
Вызываю старшего механика: считаем , вычисляем. По нормативам расход топлива на ходу составляет 7 килограмм соляры на 1 километр и триста килограмм на одни стояночные сутки. Всего расстояние от рейда Скагена до Баку 5200 миль. Даю сообщение, что нам требуется судя по расстоянию 70 тонн, на 10 суток стоянки — 3 тонны и штормовой запас -20%, то есть всё вместе 88 тонн.
Разговоры про Испанию идут уже пару дней, и половине экипажа ехать туда , когда до России рукой подать, совсем не хочется. Во-первых, ходу до Испании неделя, и после с Испании до Ростова на нашей хромой кобыле со скоростью 7,5 узлов, при условии хорошей погоды еще 17 дней, очень долго. Во-вторых, все побаиваются старого ненадёжного двигателя. Он на пути из Саратова до Белого озера, несколько раз глох, создавая аварийные ситуации. После этого правда, его немного подшаманили , по словам стармеха, поменяли плунжерные пары. Больше при мне он ни разу не заглох. Даже в течении этой штормовой ночи на рейде Роттердама, натужно стонал, проваливаясь в 5-ти метровых волнах, грелся, мигал сигнализацией, но вывез нас с черепашьей скоростью к хорошей погоде.
«Дед» глубокомысленно изрекает:
— Да ни фига никуда мы не пойдем, это просто так на всякий случай запрашивают.
— А боцман сказал: «всё что «стармех» говорит, всё наоборот получается», — шучу я, — поосторожней надо высказываться.
Сообщение по емейлу о 88 тоннах отправляется в офис и тишина . Ну что ж, курим бамбук дальше.
В районе 18 часов приходит сообщение: «снимайтесь с якоря, следуйте в Калининград на отстой, к сожалению работы нет».
Ну вот и дождались наконец-то точного приказа, а вроде уже и свыклись с рейсом на Испанию, даже как-то и сожаление появилось слегка, можно было испанский потренировать.
Снимаемся с якоря , даем самый малый ход и едем опять удивляясь со скоростью 5.5 узлов. То есть у нас самый малый ход 5.5 узлов, а полный 7.5 узлов — выбор небогат.
продолжение тут